“Здания творческих союзов никогда не принадлежали государству”

Не один месяц как творческие союзы — основа культуры страны — ведут борьбу с государством, которое с трудно объяснимым жестким напором хочет приватизировать, присвоить их недвижимое имущество: здания и дома творчества. Тем не менее профессиональная деятельность не отодвинута в дальний угол. Вот только что поэт, прозаик, публицист и даже художник, председатель Союза писателей Эдвард МИЛИТОНЯН вернулся из цахкадзорского Дома творчества.

— Мы провели ежегодный семинар молодых писателей, тех, кому еще нет 27, и они пока не члены союза. Собрались более 40 человек, многие из марзов, что, я считаю, крайне важно, ведь там культурная жизнь еле теплится, о литературной и не говорю. Писательство для них отдушина. Семинар — это прежде всего общение молодых и опытных литераторов, неважно они поэты или прозаики, способ выявить наиболее талантливых. Живое обсуждение актуальных и горячих проблем, я уверен, многое дает молодым. Отмечу, что этот семинар уже 17-й и некоторые участники первых сборов смогли утвердиться в литературном процессе. Кстати, на днях мы подведем итоги конкурса и наградим их, — рассказывает Милитонян.

Действительно благое дело, однако немало сил и времени отнимает вопрос, который в одночасье создали в глубинном государстве с подачи ретивых членов “Гражданского договора”. “Успешно” разрешив все национальные проблемы, власть взялась за творческие союзы, а вернее, за их недвижимую собственность. Прикормленные крючкотворы внезапно обнаружили какие-то, по их мнению, нарушения буквы закона, совершенные Госкадастром аж 25 лет назад.

— В конечном итоге все упирается, я уверен, в здания союзов и некоторых общественных организаций, к примеру, Общества слепых, расположенных в самых привлекательных местах Еревана. Они определенно кому-то покоя не дают. Недавно по Общественному ТВ, и не впервые, прозвучала любопытная информация. Оказывается, государство намерено приватизировать 27 тысяч (!) всяких зданий и строений, игнорируя право на собственность владельцев. В упомянутой передаче ОТВ свое “веское” мнение выразили представители прокуратуры, председатель соответствующий комиссии НС, а также адвокат Союза художников. Самое примечательное, что не были приглашены работники Кадастра, творческих и общественных организаций. Бросался в глаза явно тенденциозный и заказанный подход к вопросу, так беспокоящему творческую интеллигенцию. Создалось впечатление, что все уже решено, что проект закона обрел силу закона, что судебные разбирательства завершены и “преступники” наказаны, — рассказал Милитонян.

В сентябре СП и СХ провели в Доме художника обсуждение задуманной правительством программы экспроприации зданий и недвижимого имущества. Общественное ТВ никак не среагировало, хотя, казалось, такая горячая тема. Нашлись другие.

— Мало всего, так в эфире ОТА озвучили мысль, что якобы творческие союзы и ОО щедро финансировались государством и что суммы доходили до миллионов. Я ответственно заявляю, что после обретения независимости Союз писателей сам обеспечивал свою деятельность, сохранение и эксплуатацию здания на пр.Баграмяна и Дома творчества в Цахкадзоре. Мы своими средствами спасли от разрушения легендарный ДТ на Севане — шедевр армянского конструктивизма. Нам также помогают благотворители. Я подчеркиваю, что мы всегда чтили налогообложение. Что касается советского периода, то тогда СП и горя не знал, потому что с каждого гонорара, с каждой выпущенной книги отчислялись проценты в союзный Литфонд, а потом вполне справедливо распределялись. На эти деньги строились или ремонтировались здания и помещения союзов, домов творчества и т.д. К слову, в наше независимое время практически исчезли гонорары. А ведь это был прекрасный стимул, особенно для молодых авторов, — продолжает он.

Время от времени в провластных СМИ мелькает упрек, скорее, обвинение, что в здании Союза писателей функционирует театр “Богема” , а также некий ночной клуб. От этого чиновников прямо в жар бросает.

— Ну что тут скажешь… Я прежде всего хочу напомнить скорее, объяснить что в здании СП мы приютили не духан, не магазин, не какой-то склад, а объект культуры — театр, где ставятся пьесы классиков и современных авторов, в т.ч. членов нашего союза. С первых дней независимости писательский зал сдавался в аренду — сначала театру Соса Саркисяна, потом Армена Элбакяна, потом “Богеме” Нарека Дуряна. Деньги за аренду нам здорово помогают при решении различных финансовых вопросов, в т.ч. налога на недвижимость.

О “ночных клубах”, — продолжает Милитонян, — говорить даже смешно. Впервые таковой появился в советскую эпоху, когда в подвале здания оборудовали кофейню и буфет. Львиную долю посетителей составляло писательское сообщество. Понятно, ничего противозаконного. Другой расположился в реанимированной части подвала — это было место, где творческие люди коротали время и дружески общались. Так что убийственные аргументы чиновников рассыпаются в прах.

Навязанная обществу проблема собственности творческих союзов не стоит и выеденного яйца. Здания союзов и дома творчества еще в 50-х были задуманы и строились сугубо для писателей, художников, архитекторов и др. В анналах нет ни одного документа, подтверждающего их принадлежность государству. Об этом говорят опытные адвокаты СП и СХ, говорит руководство союзов, но все безуспешно. Обсуждение в Нацсобрании наткнулось на бетонное равнодушие слуг народа. Парламентское большинство от “Гражданского договора”, очевидно, бесконечно далекое от культуры и искусства, уверено в своей правоте и прет на безоружных творческих сограждан.

— Вы спрашиваете, что их беспокоит? Их прежде всего формально беспокоит, как бы не продали свои здания и прочую недвижимость. Но мы до сих пор никому ничего не продали и не собираемся в будущем. Повторяю: за часто упоминаемые четверть века ни одного стула из имущества писателей не было продано. И точка. Недавно на общем собрании писателей было решено и зафиксировано, что недвижимость союза категорически не подлежит продаже, естественно, в контексте права на собственность. К большому сожалению, это вызывает различные толкования и непонимание в госструктурах, так же преподносится так называемым Общественным телевидением. О том, что здания союзов никогда не принадлежали государству, мы говорим при любой возможности, но поколебать чиновников не получается. У них своя “правда”. И самое удивительное, что государство через много лет признает себя виновным и достойным наказания, ведь комитет Кадастра — это государственный орган.

На одном из наших собраний глава МОНКС Жанна Андреасян заявила: мол, к чему ваше беспокойство, вы подарите здание нам, а потом мы передарим их вам. Типа того, что ничего не изменится, ведь известно, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. “После огосударствления зданий вы будете работать так же”, — заявил варчапет. А что потом? Ведь придет другая власть и повеют другие ветры, — озабоченно говорит Эдвард Милитонян.

* * *

Когда государство отожмет собственность творческих союзов, то, без сомнения, их обитателей непременно выкинут за борт и вышлют в Академический город. В этой резервации предполагается разместить студенчество и людей науки. Иначе говоря, власть изо всех сил хочет расчистить столичное пространство от ненадежного элемента. Так спокойнее. А здания вузов, НИИ и союзов будут проданы, о чем честно заявил варчапет. Но кто купит общенациональную недвижимость, остается только догадываться.

Беседовал Карэн МИКАЭЛЯН