Ованнес Айвазовский – жертва деколонизации по-украински

Мир и мы22/02/2023

Мало было всего, так случился тектонический культурный сдвиг: Айвазовский, Куинджи и Репин, замечательные мастера и уроженцы Российской империи, в одночасье отнесены нью-йоркским музеем Метрополитен  к украинским художникам. Почему раньше не доперли? Министр культуры Ткаченко радостно приветствовал факт, назвал это «деколонизацией украинского искусства» и обещал « вернуть то, что исторически принадлежит Украине». Прям как в песне: «Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю».

Дивиться и надо, и не надо. Специалистов Метрополитен нагнули и окунули. Те взяли под козырек и бросились выполнять директивы от Байдена. Профессиональная честь, совесть и этика пошли коту под хвост.

Украина старается набрать побольше очков, в том числе в области изобразительного искусства, где своих мировых величин маловато. Разве что скульптор Архипенко, в юные годы покинувший родной Киев и ставший американцем. Трое жертв Метрополитена родились в российском государстве и об Украине даже не помышляли. Наивные люди без пространственно-временного воображения!.. Дивиться же надо тому, что в классификации художников (и не только их) царит известная неразбериха. Есть одна маленькая хитрость: в английском языке слово nationality имеет несколько значений. Главные из них: гражданство, подданство и национальность. Вот этим и пользуются разнокалиберные специалисты в штатском и манипулируют в зависимости от направления ветра.

В интернете есть популярная энциклопедия визуальных искусств «ВикиАрт» (не путать с Википедией). Домен зарегистрирован в 2004 г. на Кипре, разработчики находятся на Украине. С 2010 г. главным редактором этого запрещенного в РФ домена является украинский арт-критик некая Ксения Белаш. Энциклопедия привлекает пользователей 250 тыс. изображений произведений искусства, более чем 3000 авторов. Домен дифференцирован по авторам, жанрам, стилям и пр., а также по национальностям. Как? Цитируем «ВикиАрт»: «Эта классификация может указывать на принадлежность художника к определенной стране, а также указывать на его этническую или культурную принадлежность». Универсальное средство, которое позволяет выделывать те еще штучки, и нужный результат можно получить запросто. Эту формулу используют и в Метрополитен. Так получается, что Сергей Параджанов армянин и украинец. Да, жил в Киеве, там работал, там его и посадили. Так кто же он? Или Казимир Малевич (тот, что  «Черный квадрат») имеет nationality украинец, русский и поляк. Между тем он потомок шляхтичей, родившийся в Киеве. А вот Мартирос Сарьян, по их мнению, хоть и армянин, но родился в Российской Федерации. О какой федерации речь, если Варпет увидел свет в 1880 г.?

Что касается Ованнеса Айвазовского, то новая этикетка в Метрополитен утверждает, что он украинец. Они, конечно, знают, что он чистокровный армянин, но конъюнктура требует иного. Рассчитывают на посетителей идиотов и лохов в искусстве, на которых им плевать. Надо признаться, что в вопросе Айвазовского мы маленько лукавили. Если быть объективным, то Ованнес-Иван Айвазовский прежде всего представитель русского искусства. Армянская школа в его время только-только складывалась в отличие от русской, которая сформировалась еще в XVIII в. Естественно, мы гордились, что великий маринист вписался в мировое искусство. А вот его армянство в течение нескольких десятилетий в советской стране как-то умалчивалось. Работая в Картинной галерее Армении, сегодня Национальной галерее, я постоянно видел изумленных туристов, которые с круглыми от неожиданности глазами спрашивали, почему у нас так много работ Айвазовского. «Как, он армянин? Надо же, а мы не знали». Даже в текстах известного феодосийского художника и музейщика, исследователя творчества мастера тифлисского армянина Николая Барсамова ни слова не было о происхождении мариниста – то ли был наложен запрет, то ли вымарывала цензура. Сегодня все просто: родился в Феодосии, в Крыму? В Крыму, который «принадлежит» Украине, стало быть, Айвазовский украинский художник. Железная американская логика. Тогда получается, что наш Аршил Горки – турецкий художник, потому что родился в Западной Армении. А Мартирос Сарьян и вовсе русский. Тогда многие знаменитые американские художники совсем не американские. Так, по месту рождения Марк Ротко – латвийский художник, Александр Либерман – опять же украинский, Сол Стейнберг – румынский, а Клас Олденбург – шведский. В списках домена «ВикиАрт» более 700 американских имен, 474 – французских художника, 329 – британских, 154 – русских и целых 103 – украинских. Наших около полусотни из Армении и диаспоры. В том числе Теодор Аксентович – польский классик, никакого отношения к искусству исторической родины не имевший. Среди них – надо же! – Айвазовский. Пока. А украинский список начинается с византийских мастеров. Так что «Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю».

* * *

Остается добавить, что еще совсем недавно на Украине Айвазовского к своим не причисляли и подчеркивали его армянское происхождение. Очевидно, в пику русским. Но время изменилось. Он стал украинцем в законе, даже пишут, что рос под музыку бандуры. В киевском Музее русского искусства, переименованном в 2017 г. в Киевскую картинную галерею, есть 18 работ Ованнеса Айвазовского — великолепные картины и рисунки. Что стало с коллекцией русских мастеров, нам неизвестно. А вот галерею вполне можно назвать именем Джо Байдена. Красиво и со вкусом.

Карэн МИКАЭЛЯН