Мэр, оппозиционный дирижер и площадь Оперы

Ереванцы могут спать спокойно. Мэр Грачья Саргсян вернулся из рабочей поездки во Францию, где принимал участие в мероприятиях по случаю 30-летия сотрудничества Еревана и Марселя. Также он провел встречи с мэром Лиона и, конечно, Парижа. Делу время – потехе час.

Целью визита были вопросы децентрализованного сотрудничества и управления городским хозяйством. Обсуждалась сфера культуры, озеленения, создания детских центров и т.д. Нам неизвестно, расспрашивал ли ереванский мэр французских коллег о делах градостроительных и архитектурных, но надо было бы. А то ведь именно с этой сферой в Ереване как-то не очень. Казалось, вот пришел новый мэр, и начнется некоторая «движуха». Но все топчется на месте: нет главного архитектора, нет градсовета, нет даже худсовета и решение профессиональных вопросов перекладывается на Совет старейшин. Самый свежий пример – это сооружение памятника выдающегося дирижера Огана Дуряна, в связи со столетием маэстро. Есть соответствующее решение правительства.

Каким-то образом конкурс на памятник не проводился, и выбор был предоставлен вдове дирижера Алис Дурян, которая остановилась на скульпторе Гетике Багдасаряне. Он автор всего проекта. Памятник решено разместить на территории, примыкающей к Оперному театру, чуть ли не рядом с памятником А. Спендиаряну. Ничего не имея против автора и, тем более, Огана Дуряна, отметим, что проект получился слишком уж экстравагантным, неоднозначным, а поэтому – спорным. Шесть квадратных колонн, из трех вылезают руки дирижера и голова, обращенная к небесам. Как заявил скульптор, «в натуральном размере, невысокий, чтобы сочетался с другими». Более красноречивым оказался почитатель Дуряна, публицист Ваган Вардапетян: «Одна рука направлена в сторону площади Свободы, а вторая рука – к Оперному театру, поскольку Дурян был активным участником оппозиционных митингов». Словом, объяснил как надо. Однако никто кроме чиновников, проекта не видел. Хорошо известно, что мэр волюнтаристски изрекает мнения об архитектурных проектах или дает пасы Совету старейшин. Совет старейшин повел себя образцово и 21 июня проголосовал 45-ю голосами «за», 0 – против и только 5 мудрых старейшин воздержались. Так вот, думается, что вряд ли Грачья Саргсян поинтересовался у мэра Парижа Анн Идальго каков тамошний механизм сооружения памятников. Там точно не обходятся без мнения компетентных архитекторов и людей культуры.

P.S. В истории армянского Оперного театра были не менее значительные дирижеры – Сараджев, Тавризиан, Чарекян… Как быть с ними и где будут их памятники? Если будут.

Карэн Микаэлян