Куда исчез герб Армении с новых монет Армении?
Пышных торжеств по поводу 30-летия армянского драма в этом году не случилось, хотя юбилей все же ознаменовался международной конференцией по этимологии и развитию национальной валюты, торжественным приемом у президента страны, посадкой деревьев в одном из регионов Армении и выпуском очередной партии памятных монет. Однако, как свидетельствует всезнающая Википедия, памятные или мемориальные монеты выпускаются в память о каком-либо определенном событии, но никак не связанном с круглыми, то есть юбилейными датами.
При этом, если вновь отчеканенная в Литве достоинством в пять тысяч драмов и тиражом всего в 400 экземпляров серебряная монета приковала внимание лишь нумизматов, то новая коллекция чеканки, хотя и ограниченного, но все же широкого пользования, номиналом в 10, 20, 50, 100, 200 и 500 драмов вызвала у армянской общественности, мягко говоря, удивление. На первый взгляд, выпущенные Королевским монетным двором Великобритании металлические драмы ничем не отличаются по дизайну от своих предшественников. Во всяком случае, с оборотной стороны. А вот аверс заставляет заподозрить ползучую интервенцию в отношении геральдических символов страны, как, впрочем, и ее законов. Например, Закона о языке, предписывающего делать публичные надписи на иностранном языке меньшего размера чем буквы алфавита Месропа Маштоца. В данном случае, речь идет о лицевой стороне монет, которую окаймляет надпись «Республика Армения» на армянском и английском языках в равнозначном соотношении высоты литер. Впрочем, сетевое сообщество заинтересовала не столько высота букв, сколько сама надпись на «зибилице» — термин, которым экс-глава местного суперминистерства Араик Арутюнян на заре бархатного пришествия обозначил алфавиты стран мира. «Трудно представить, чтобы в туманном Альбионе английский фунт стерлинг украсила надпись на ашхарабаре, что вполне логично. Поэтому нелогично выглядит английский текст на армянских монетах, используемых только внутри государства. Так, с чего бы это? Откровенный реверанс в сторону переориентации на европейские ценности?», — отреагировали пользователи армянского сегмента фейсбука, одновременно обратив внимание и на исчезновение герба Республики Армения на аверсе.
В нумизматической истории независимой Армении первая памятная монета в честь Сардарапатской битвы была отчеканена в 1994 году монетным двором США Almar Ipmport Exiorn, о котором, кстати, нет никаких сведений в интернете. Тем не менее, герб Республики Армения украшал аверс этой и последующих монет вплоть до 2004 года, когда акцент был сделан на персоналии. Это Григор Нарекаци, Месроп Маштоц, Анания Ширакаци, Мовсес Хоренаци, Мхитар Гош, Хачатур Абовян, Александр Манташян и другие. Как отмечают специалисты, хождение в народ такие деньги не имеют, поскольку выпущены достаточно ограниченным тиражом и давно осели в альбомах коллекционеров или в определенных магазинах под крылом Центробанка. К этой же серии можно отнести и выпущенные малым тиражом коллекционные наборы «Красная книга Армении», «Художники», «Регионы Армении», где в последнем случае вместо герба изображен символ того или иного региона. Например, аверс монеты в честь Еревана украшает скульптурная композиция «Давид Сасунский», Гегаркуникского марза — Севанский полуостров и монастырь Севанаванк, Араратскую область — монастырь Хор Вирап и гора Арарат. Но в новой коллекции, выпущенной к 30-летию армянского драма, сакральный для армян символ библейского Арарата исчез, а вместо него изображен логотип 30-летия национальной валюты.
По мнению нумизматов, подобная ситуация сложилась из-за отсутствия унификации в законе и нормативных правовых актах по выпуску денежных знаков, что позволяет банку-эмитенту, практически, неограниченно варьировать в своих дизайнерских и технических фантазиях. А потому нестыковки видны даже в мелочах. В частности, согласно сайту ЦБ РА, «памятные монеты изготавливаются из драгоценных металлов», каковыми на бирже по сложившейся мировой практике считаются золото, серебро, платина и палладий. Однако, этот пункт даже близко не подходит к вновь выпущенной на армянский рынок коллекции памятной валюты в металле. Впрочем, местную общественность больше интересуют не технические подробности, а эмоциональная сторона: почему со старых разменных монет, представленных сегодня в новом оформлении аверса, исчез герб Третьей Республики. В этой связи возникает только одна ассоциация, связанная с выступлением премьер-министра Армении Никола Пашияна в середине нынешнего июля на заседании НС РА, где он сделал ряд громких заявлений относительно государственных символов, в том числе смыслового содержания герба.
«Что там изображено? Ноев ковчег на горе Арарат и гербы четырех династий Армении. Глядя на герб, у меня возник вопрос: какое он имеет к нам отношение? Ведь мы приняли его в 1991 году. Какое он имеет отношение к основанному в 1991 году государству? О чем он? Глядя в центр, можно увидеть Ноев ковчег на горе Арарат и нынешнюю территорию Республики Армения, которая находится под водой. Проблема, которую мы обсуждаем, на самом деле говорит о раздвоении, которое есть в каждом из нас. Исторической Армении и реальной. О чем вся наша дискуссия? Не важно, какие эмоции проявляются, и какие аргументы приводятся. Это о том, должна ли служить историческая Армения реальной, или реальная Армения – исторической», — философски заявил он с трибуны, попутно заметив, что для Армении в этом плане куда правильней говорить не об Арарате, а об Арагаце и кадастровом свидетельстве на территорию страны, где находится эта гора. Используя любимые выражения лидера рюкзаков, остается лишь добавить, что ситуация де-юре и де-факто остается беспрецедентной в тысячелетней армянской истории, поскольку совершенно не исключается, что в скором времени на монетах будет изображено это самое кадастровое свидетельство. Естественно, без герба Армении, чтобы не обидеть нашего географического соседа. Кстати, некогда недовольство турок по этому вопросу охладил нарком иностранных дел СССР Георгий Чичерин, сказав, что на турецком флаге изображен полумесяц, а ведь Луна принадлежит не только Турции! Тем актуальней напомнить сегодня любителю словесной эквилибристики в образе главы бархатного кабмина слова французского мыслителя Вольтера о том, что тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя. Михаил Ломоносов сформулировал это более емко: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». В отношении Армении остается лишь добавить, что актуальность вопроса о забвении горы Арарат и изменение геральдики можно считать экзистенциальной угрозой армянству, поскольку разрушение государственности начинается с малого, чему в новейшей истории Армении мы уже становимся вынужденными свидетелями.
Марина Оганян