Короли эпизода

Культура15/02/2022

Как криминальный авторитет снялся в «Белом солнце пустыни»

«Белое солнце пустыни» — фильм, окутанный легендами. Съемки картины обросли таким количеством слухов, что уже практически нереально отделить вымысел от правды. Но эта история действительно происходила…

Одну из частей фильма снимали в Махачкале. К тому моменту вся съемочная группа уже устала от напряженной работы и начались загулы, стычки с местными… В один из дней из гримерки украли костюмы актеров, реквизит и, самое страшное, наручные часы «товарища Сухова», которыми так гордился режиссер Владимир Мотыль. Они были важной деталью в кадре, «Белое солнце пустыни было под угрозой» и съемка важных эпизодов находилась на грани срыва.

Режиссер обратился в милицию, сотрудники прочесали известные притоны, но найти воров или их добычу не смогли. И тут Мотылю кто-то посоветовал обратиться к местным уголовникам, которые смогли бы решить проблемы киногруппы.

Один из дагестанцев вывел режиссера на смотрящего по Махачкале того времени — Али. Он отсидел несколько лет, был среди воров в колонии на особом положении. Али выслушал историю Мотыля на встрече и заявил, что в его силах вернуть украденное у съемочной группы и даже наказать воров.

Но Мотыль знал, что в криминальном мире за все нужно платить и, чтобы не быть потом обязанным, предложил Али деньги. Авторитет на это рассмеялся и от денег отказался. Тогда Мотыль сделал предложение, от которого смотрящий отказаться уже не смог: «Ну давай тебя в кино снимем».

Специально под Али написали крохотную эпизодическую роль, а буквально через несколько часов после встречи с авторитетом на базу киногруппы принесли все украденные вещи. Мотыль слово свое тоже сдержал и снял Али в роли одного из бандитов.

Кстати, кровь на лице Верещагина во время драки на баркасе была совершенно натуральной — накануне Луспекаеву рассекли бровь в драке с местными хулиганами.

«Папаша! Огоньку не найдется?»

Этот актер появился в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» всего на 20 секунд. Он даже не попал в титры, но его запомнили все. А вот кто этот колоритный бородач и как он попал в культовый советский фильм, не знает почти никто.

Фраза брутального бородатого мужика с черепом на шее «Папаша, огоньку не найдется?» стала крылатой. А произнес ее Леонид Петрович Плешаков, журналист и человек, тогда еще далекий от кинематографа. Он с детства мечтал о карьере журналиста и хотел специализироваться именно на интервью. И журналистская работа абсолютно случайно привела его в кино. Звездой Плешаков не стал, но сыграл несколько запоминающихся ролей.

Леонид Плешаков выделялся среди коллег по журналистскому цеху своей внешностью. Рост 190 см, косая сажень в плечах и густая борода неизменно выделяли журналиста из толпы. Проще говоря, отмахнуться от такого журналиста и отказать ему в интервью психологически трудно и решится на это не каждый. Плешакову часто доставались сложные, даже безнадежные задания.

О том, как удалось получить роль в «Бриллиантовой руке» Плешаков рассказывал так: «Как-то в коридоре „Комсомольской правды“ я столкнулся с Игорем Кио и Юрием Никулиным, которые зашли в редакцию по каким-то делам. С Игорем я был знаком и даже писал о нем, Никулина же видел до того только в кино. Познакомились, поднялись в буфет выпить кофейку. За столом Юрий Владимирович неожиданно спросил: — У вас на груди волосы есть? — Есть, — отвечаю. — Покажите… Я расстегнул ворот рубашки и на всякий случай приготовился, что со мною выкинут какой-нибудь цирковой фортель. — Вполне достаточно, — удовлетворенно сказал Никулин. — Для чего достаточно? — не понял я». Никулин тут же объяснил, что Леонид Гайдай снимает новый фильм. Там его герой Горбунков, опасающийся слежки, неожиданно сталкивается в подземном переходе с огромным подозрительным человеком с кулоном в виде черепа на волосатой груди. Прохожий задает Горбункову невинный вопрос, но тот пугается черепа и отвечает невпопад.

Леонид Гайдай справедливо рассудил, что массивный череп на шнурке будет колоритнее смотреться на широкой и непременно волосатой груди. Плешаков тут же согласился попробовать себя в небольшой роли. Но взамен попросил организовать интервью с режиссером фильма. «Договорились», — сказал Никулин и они с Кио отправились по своим делам.

Журналист почти забыл от этой беседе, но через несколько дней ему позвонили с «Мосфильма» и пригласили на примерку костюма. Плешаков подошел на роль подозрительного мужика идеально и Гайдай его утвердил. Сам эпизод продолжительностью 20 секунд снимали вовсе не в подземном переходе. Это был подземный туалет, расположенный у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. Короткий эпизод пришлось снимать целых четыре часа. Гайдай постоянно цеплялся к каким-то мелочам и добивался идеальных кадров. Это было только начало кинокарьеры журналиста. После комедии Гайдая его начали приглашать в кино на эпизодические роли. Их Леонид Плешаков сыграл еще 11. Свои новые знакомства в кино он использовал в «личных целях» — после каждых съемок брал интервью у режиссеров и актеров.

По материалам СМИ