МОНКС как вершитель судеб и реформатор театров

Культура06/11/2024

В последнее время культурная общественность вновь обратила внимание к театру “Гой”, который более года ведет неравную борьбу за свое существование.

В январе этого года глава МОНКС Жанна Андреасян пояснила, что “Гой” будет работать под эгидой театра Сундукяна, но со своим графиком и творческой свободой. “Это простая истина, которую мы пытаемся донести”, — изрекла она, посетовав, что постоянно сталкивается с различными манипуляциями на тему. Она заверила, что с “Гоем” ничего не случится, что речь идет лишь об объединении двух ГНКО, которые работают в одном здании. Будет одно ГНКО. Вот она чиновничья радость! Подобную лапшу она вешает и в вопросе экспроприации собственности творческих союзов: мол, чего вы суетитесь, все будет ок.

На днях Ж.Андреасян сказала журналистам, что актерам театра “Гой” даны гарантии (какие такие гарантии?), что для их творческой деятельности и свободы нет никаких препятствий. Собственный театр для “Гоя” министерша, очевидно, считает полной блажью. “Они могут это делать (в смысле работать. — Ред.) и на иных сценах, в т.ч. театра Сундукяна. Их поведение мне не очень понятно”. Ну не понимает, и всё тут. Так ведь не об открытии нового театра речь, а о сохранении театра, существующего 36 лет.  Кстати, отметим, что через месяц будет два года, как нелегкая принесла Жанну Андреасян в качестве министерши.

Экспериментальный театр “Гой” появился в 1988 г. и занял определенное место в сценическом пространстве страны, имеет своего преданного зрителя. Вплоть до 2023 г., когда МОНКС вдруг решил объединить его с Национальным академическим театром им.Габриэла Сундукяна. Причина? По мнению министерства, театр не смог справиться с годовым планом: недодал что-то около 3,4 млн драмов, а еще из-за того, что не работал с приглашенными режиссерами. Если не смешно, то грустно. Пораскинув мозгами, в МОНКСе сочли, что лучший способ решить вопросы, это подкинуть “Гой” театру Сундукяна. Как говорят сведущие люди, этим углубленно занимался замминистра Ара Хзмалян, который, наломав дров, спокойно перекочевал в Матенадаран директором.

“Дурную весть нам сообщили после того, как мы 7 февраля 2023 г. сыграли спектакль “Гарегин Нжде”. На следующий день нам радостно сказали, что хотят провести реформы и соединить нас с театром Сундукяна…” — рассказал председатель правления театра Саркис Арзуманян. Здесь уместно напомнить, что Ж.Андреасян еще не так давно считала, что национальная идеология Гарегина Нжде не что иное, как фашистская идеология. Любопытная деталь, любопытное совпадение.

Разумеется, коллектив “Гоя” решительно отверг план сожительства и усомнился в обоюдной экстатической любви, справедливо усмотрев свою погибель в перспективе. И пошло, и поехало. В течение многих месяцев “гоевцы” были лишены возможности работать, а потом директор театра Сундукяна Вардан Мкртчян запретил им появляться на их же территории. Отобрал корочки и пр. Репрессии, одним словом. В последние дни октября коллектив “Гоя”, несмотря на запреты, дневал и ночевал в театре до того часа, когда Минюст заявил, что деятельность “Гоя” была незаконно остановлена на 9 месяцев, а потому с 4 ноября театр должен возобновить работу до окончательного решения суда. Скажем прямо, уверенности, что суд будет так же благосклонен к ним, как Минюст, нет. Не думается, что “независимый” суд решит, что правительство ошиблось, попытавшись скрестить два театра, работающих в разных весовых категориях.

Переговоры шли больше года. Как говорит Вардан Мкртчян, было предложено два варианта. Первый: “Гой” сотрудничает с театром Сундукяна в условиях полной творческой свободы. Второй: “Гой” получает грант от правительства и независимый статус, а театр Сундукяна презентует “Гою” субботы и воскресенья -122 дня ежегодно. Предложения были отклонены, и не без оснований: а что если, разок давшее грант правительство, потом тормознет? Да и вообще, о каких гарантиях твердит Андреасян? А на днях директор Сундукяна категорически заявил, что Минюст ничего не говорил о продолжении нормальной работы “Гоя”. Иди разберись. Мутная и некрасивая история, инициированная МОНКСом. В этом министерстве-монстре уверены, что укрупнение — по своему подобию — лучший способ решить проблему театра. А какую лапшу вешали: “…предлагаем включить “Гой” в состав Академического театра Г.Сундукяна в качестве подразделения,.. труппа получит возможность полноценно использовать территориальные, имущественные и материально-технические возможности театра Сундукяна…” А также другие неземные блага. В “Гое” сразу поняли, во что деяние выльется, но почему на это пошло сундукяновское руководство, почему пошел навстречу власти Вардан Мкртчян? Впрочем, совсем не исключено, что его вынудили принять квартиранта.

В создавшейся ситуации министерство особенно не возникает. Заварив непотребную кашу, оно и лично г-жа Андреасян с садистским удовольствием наблюдают, как ее, кашу, расхлебывают “гоевцы” и сундукяновцы. Получилось так, что государство, конкретно МОНКС, вместо того чтобы способствовать развитию театрального искусства, грубыми методами мешают этому развитию. Пошагово. Ведь ясно, что театр Сундукяна рано или поздно поглотит “Гой” без всяких экспериментов. А МОНКС всё тянул и тянул, и довел до ручки. Впору обратиться к истории Государственного театра пантомимы, который, не имея своего зала, годами кочует по чужим сценам. После того как театру дали возможность обрести свое помещение по ул.Корюна и начались работы по его реконструкции, взроптали защитники памятников, и в начале 2021 г. всё замерло до нынешних дней. Никак не решается вопрос… зрительского входа в театр. Бывшее здание Госиздата за многие годы подверглось множественным изменениям и фрагментарная реконструкция в интересах Гостеатра пантомимы общую картину совершенно не портила. МОНКС особой энергии и рвения не проявляет, хотя грядет 90-летие Леонида Енгибарова, чьим именем назван театр. В репертуаре мимов, коими руководит Жирайр Дадасян, десятки спектаклей. Творческая работа продолжается вплоть до участия в фестивалях.

На фоне нынешних страстей вспомнилось, как министр культуры в 2018-19 гг. Лилит Макунц едва не всю свою 9-месячную деятельность на этом поприще направила на борьбу с художественным руководителем и главным режиссером оперного театра Константином Орбеляном, и победила! В награду Макунц, убежденного члена “Гражданского договора”, назначили послом в США, где она, ясное дело, кайфует. Работа совсем не пыльная.

Может, Жанну Андреасян тоже куда-нибудь пошлют послом. А то ведь явно не получается рулить образованием, наукой, культурой и даже спортом. Два года полных скандалов и провалов — не шутка.

* * *

Пока же в театре “Гой” радуются успеху, надеясь, что вопрос будет решен в пользу театра и его коллектива. Абсолютной уверенности нет, при том что мы без устали повторяем, что армянскому театру более 2 тысяч лет.

Зададим вопрос правительству: почему чиновники, которым народ доверил защиту, развитие и обогащение национальной культуры, и получающие за это очень даже хорошую зарплату, не проявляют патриотических чувств и профессионального мышления? Конкретно: вместо того чтобы заняться укреплением статуса “Гоя” и помочь ему с финансовой брешью, МОНКС и Жанна Андреасян решили сгнобить театр и избавиться от него всеми доступными и другими способами. Ретивых чиновников ничего не останавливает. Уперлись, и точка. Ни шагу назад. Признавать ошибки не в правилах “Гражданского договора” и его выдвиженцев.

25 ноября состоится слушание по делу, адвокат “Гоя” твердо намерен объявить отвод судье Лилит Садоян, поскольку она без конца тянула время, создавала новые проблемы и была крайне тенденциозна. Ей “Гой” не доверяет. Как развернутся события?

Карэн МИКАЭЛЯН