Анаит ЧАУШЯН: «Инъектировать знание и понимание своей культуры необходимо с младых ногтей»
17 ноября в концертном зале имени Арама Хачатуряна состоится концерт, посвященный памяти основателя Армянской музыкальной ассамблеи, заслуженного деятеля искусств РА, композитора Левона Чаушяна. В исполнении солистов Анаит Чаушян (фортепиано), Ануш Никогосян (скрипка) и Национального филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна прозвучат фортепианный и скрипичный концерты. Гость «НВ» – дочь Левона Александровича, пианист Анаит ЧАУШЯН.
— Анаит, по какому принципу были отобраны произведения для концерта?
— Признаться, мы долго думали о выборе произведений и в итоге пришли к решению представить одну из наиболее ранних и наиболее поздних работ: фортепианный концерт, написанный папой в 17 лет, он же его сам впервые и сыграл на госэкзамене в школе, и скрипичный концерт, созданный в 1972 году и посвященный Рубену Агароняну. Однако в 2016 году была сделана вторая редакция скрипичного концерта, и многое в нем было пересмотрено.
Концерты инструментов с оркестром всегда вызывают особый интерес у публики, и я очень хотела бы, чтобы молодое поколение, исполняющее скрипичные и фортепианные концерты, не пренебрегало бы музыкой современных армянских композиторов. И в качестве примера этих произведений – в смысле того, как их можно исполнить, найти собственную интерпретацию – мы решили представить скрипичный и фортепианный концерты, таким образом подтвердив активное присутствие этого жанра в армянской композиторской школе.
Хотела бы поблагодарить Эдуарда Топчяна, Ануш Никогосян, Национальный филармонический оркестр Армении и всех, кто принял участие в организации этого мероприятия, обогатив его своей мотивацией и теплотой.
— А какова судьба Армянской музыкальной ассамблеи после ухода Левона Александровича?
— Дело ассамблеи продолжают друзья и коллеги ее основателя, и я всегда активно интересуюсь ее деятельностью, помогала и буду помогать по мере своих возможностей.
— В музыкальной династии Чаушянов вы представляете четвертое поколение. Ваш выбор музыкального пути был предрешен «по умолчанию»?
— И да, и нет: выбор был сделан за меня еще задолго до того, как я его осознала. Но мне пришлось пройти очень непростой путь к принятию этого выбора. Поначалу я прошла обучение у нехорошего преподавателя, потом, в пятом классе, повезло попасть к хорошему. После чего я уже осознанно и всецело отдалась этой профессии. Мой второй педагог – добрейший человек и настоящий профессионал своего дела – Ирина Григорян помогла мне найти себя, понять, что хочу самовыражаться именно посредством звуков.
Затем я поступила в Ереванскую Госконсерваторию, в класс профессора Вилли Саркисяна, научившего меня анализировать, мыслить самостоятельно и быть предельно искренней в своей профессии. Далее, экстерном сдала экзамены и поступила в брюссельскую консерваторию в класс профессора Евгения Могилевского, а спустя некоторое время окончила аспирантуру в классе профессора Паскаля Немировского в Королевской академии музыки в Лондоне. Далее совершенствовала мастерство у Пола Бадура-Скоды, Мишеля Кампанеллы, Лазаря Бермана, Льва Наумова и Стивена Хафа.
— Сегодня вы преподаете в престижных английских школах, таких как школа Иегуди Менухина, а также являетесь основателем и руководителем квинтета «Фугата». Расскажите об этом?
— Признаться, к преподавательской деятельности я изначально обратилась не из энтузиазма, а исходя из необходимости. Однако скоро поняла, что получаю большое удовольствие как от этого процесса, так и от самосовершенствования в качестве учителя. Разумеется, работа с детьми – это большая ответственность. И я с радостью передаю все то, чему меня научили педагоги. Не забывая и того, чего делать категорически нельзя, – пригодился «бесценный» опыт общения с первым наставником.
Квинтет «Фугата» был основан в 2007 году – это совершенно другие жанр и сфера: очень мне интересные, поскольку особая инструментовка позволяет экспериментировать со звучанием, а также импровизировать, чем я ранее на сцене не занималась.
— Какова ваша оценка происходящего в культурном пространстве Армении: что хорошего и что плохого?
— Все хорошее происходит исключительно усилиями личностей – и это очень нехорошо! Отсутствие качественной образовательной системы, которая будет со школьной скамьи подготавливать будущего профессионала – и есть то самое плохое. Индивидуальностей, подвижников в культурном пространстве очень мало – это люди, которые бескорыстно служат культуре, получая мизерную зарплату. И день ото дня их все меньше и меньше.
Также, мне кажется, одна из проблем в том, что мы мало анализируем происходящее в зарубежной культурной жизни, и не пытаемся проводить параллели. В частности, в Англии сейчас очень сложная экономическая ситуация – это не только связано с войной в Украине, но и с брекзитом, и с последствиями пандемии. Несколько лет назад я, наряду с огромным количеством музыкантов и просто обеспокоенных граждан, подписала петицию с требованием вернуть госфинансирование Английской национальной опере – одному из крупнейших оперных театров Великобритании, который волею судеб был лишен госдотации. Общество мгновенно отреагировало на это – заметьте, в стране, где наблюдается дикий зашкал инфляции, а вопросы отопления и электроэнергии стоят как никогда ранее остро, люди выступили в защиту своей культуры, и финансирование было восстановлено. А что такое Английская национальная опера? Система, где помимо своих, слушателя представляются мировые шедевры оперного искусства, переведенные на английский язык. Они постоянно омолаживают свою аудиторию, предоставляя молодежи возможность бесплатно посещать этот театр. Разумеется, остановка этой системы вызвала бурю возмущения у граждан. Вот это именно то, чего не хватает нам – самосознания и рычагов воздействия. Люди равнодушны к происходящему в культуре: игнорируют разрушение изнутри.
Я не большой фанат советского периода, но не признать того, что именно в эти годы в наших культуре и науке имел место небывалый взлет, было бы, как минимум, нечестно. 70-летний прогресс в одночасье сменился 30-летним падением в годы независимости. И было страшно наблюдать как низкопробная «музыка» активно вытесняет созданное профессионалами. Как целенаправленно музыка стран, с которыми мы сегодня в состоянии конфронтации, преподносится и вбивается в сознание молодежи. Наивно было бы полагать, что это не изменит сознание, умы, самосознание сегодняшних граждан. В итоге – имеем то, что имеем.
— Вы правы, арабо-тюркские мелизмы появились не потому что не было альтернативы, а из-за отсутствия сдерживающих механизмов. В советское время даже список песен, исполняемых в ресторанах «на шабаш», утверждался худсоветом. Так кто должен «задавать планку» в искусстве? Каким образом должна осуществляться цензура?
— Я категорически против цензуры в любом ее проявлении. Вместе с этим надо признать, что очень сложно менять людей, начиная с определенного возраста. Единственное, что мы можем поменять, – это будущее наших детей. Для того чтобы просвещение дошло до будущего поколения, нужно начинать процесс с младых ногтей: прививать, инъектировать знание и понимание своей культуры посредством высококачественного преподношения настоящей армянской музыки, равно как и искусства в целом. Необходимо возродить культуру школьных хоров, где дети будут петь произведения наших классиков, начиная с Комитаса. У нас есть потрясающая чистая армянская музыка, которая не исполняется и не культивируется.
Так что лучший вид «цензуры» – создание системы, посредством которой человеку вернут его собственную. исконную культуру! Нужна система, которая серьезно займется реформой образования и распределением имеющихся сил и профессионалов для наиболее продуктивной реализации этой самой реформы.
— Ваш концерт состоится под занавес очень непростого года. Что бы вы пожелали соотечественникам в новом году?
— Поскольку говорится, на Бога надейся, но сам не плошай, я пожелала бы всем нам веры в собственные силы, в победу света над тьмой и в то же время – энергии в этой борьбе. Потому что ежедневный выбор и поступок каждого человека проецирует то будущее, которое у нас будет.