«Хайтарак», «АнтиХайтарак», «AspeT» и другие
В России появилась армянская группировка блюстителей «традиционной морали»
Адаптация, проще говоря, выживание на чужбине – процесс долгий, мучительный и далеко не всегда успешный. Впрочем, армяне, уехавшие когда-то с одним чемоданом (или без оного), всячески пытаются доказать обратное. И что интересно – доказывают. Не просто выживают, но и крепко встают на ноги, не давая их протянуть тем, кто остался дома. Мало того, пытаются не раствориться в чужеродной среде, сохранить свое какое-никакое Я. Правда, каждый по-своему, подчас с переборами, перегибами. А как же без них, без армянских перегибов?
Популярный российский портал NEWS.ru обратился к теме армянских перегибов (22.02.20). Автор публикации провел любопытное расследование, которое с некоторыми сокращениями публикуется ниже.
Около десяти лет назад в России был разгромлен так называемый уличный национализм, неподконтрольный политическим партиям и государству. Однако он находит выход в виде низовых групп, которые направляют свою деятельность в область морализаторства и борьбы за «традиционную» народную духовность. Русские националистические сообщества такого типа в последние годы стараются не демонстрировать свою этническую ориентацию, опасаясь привлечь внимание борцов с экстремизмом. Более открыто действуют аналогичные группы выходцев из Кавказа. Ранее сообщалось о сообществе молодых азербайджанцев консервативно-националистического толка «Во благо общего народа». Оказалось, что в России существует и в чём-то похожее движение выходцев из Армении, которое уже успело привлечь к себе внимание. Оно называется «AspeT».
Знатный всадник
— Тебе сколько лет? Двадцать? И тебе тоже двадцать лет? То есть у вас родители в курсе, что вы так встречаетесь, сидите в «Макдоналдсе», обнимаетесь? В курсе, да? Хорошо, продиктуй номер своей матери и отца, я с ними лично пообщаюсь!
— А вы мне кто, чтобы я диктовала вам номер своих родителей?
— Кто? Ты — армянка. Если бы ты не была армянкой, я бы к тебе не подходил.
Так начинается видео, выложенное в Сеть неизвестным примерно неделю назад и с тех пор набравшее большую популярность. На нём некто, снимая всё на камеру мобильного телефона, донимает двух молодых людей в торговом центре. Неизвестному, чьё лицо в ролике не видно, не понравилось, что вместе с армянской девушкой сидел русский парень. Далее девушка скажет ему, что она армянка только наполовину, что у неё русская мама и армянин отец. Это не ослабляет агрессию мужчины. Он начинает требовать от неё, чтобы она не называла себя в таком случае армянкой. Затем берёт лежавшие на столе салфетки и начинает швырять в девушку, говоря о том, что она «как мусор». Девушку на видео зовут Милана, её молодого человека — Филипп. Они рассказали журналистам, что с тех пор, как инцидент произошёл, ни угроз, ни чего-то подобного им не поступало.
— Я не знал, что этот мужчина вёл съёмку, — говорит Филипп. — Естественно, меня это напрягает. Видео продолжает распространяться по пабликам и социальным сетям.
Молодые люди говорят, что не обратились в полицию и, скорее всего, писать заявление не будут — нет ни желания, ни веры в эффективность правоохранительных органов. По словам Филиппа, сейчас поступает большое число сообщений с поддержкой.
Герои видео описывают приставшего к ним как мужчину примерно 25 лет от роду, среднего роста и среднего телосложения. Вскоре после того как видео разошлось по Сети, тут и там стала появляться информация, что снимавший — некий Никол Думан и что он связан с армянским националистическим движением «AspeT». Паблик сообщества в «ВКонтакте» эту информацию опровергает. По его заявлению, Думан – фамилия вымышленная, а парень даже не живёт в Москве, где инцидент случился.
Однако в этой истории гораздо более интересна не личность агрессивного «морализатора», а роль самого «AspeT». Этот паблик с более чем 3 тыс. подписчиков позиционирует себя как сообщество, отстаивающее традиционные армянские христианские ценности. В организации подчёркивают, что они не экстремисты.
Армяне, с которыми общался автор, в основном связывали действия «моралиста из «Макдоналдса» именно с «AspeT». В этом паблике выкладывали видео из ТЦ, и оно получило там положительный отклик. Был ли активным членом или обычным симпатизантом мужчина — неизвестно. Однако руководителям паблика явно не понравилась их новая популярность. Они полностью очистили сообщество от всех постов. Теперь, кроме упомянутой выше информации о Николе Думане, там ничего нет.
Если верить «Википедии», «Аспет» (арм. іле»п) переводится как «знатный всадник». Это наследственный дворянский воинский титул времён Древней Армении, аналог европейского рыцаря.
Говорить с NEWS.ru руководство паблика отказалось. Однако подписчики, с которыми связался наш корреспондент, рассказали, что в основном «AspeT» занимался активностью в интернете, причём в призывах к насилию замечен не был. Фокусировался «AspeT» на «воспитании» молодых армян, и Филипп, судя по всему, первый неармянин, которому «прилетело». Члены сообщества стыдили девушек, чьё поведение считали непорядочным, или тех, кто вступал в отношения с лицами неармянской национальности или нехристианского вероисповедания.
Гендерные настроения с армянским акцентом
Многие подписчики «AspeT» говорят, что поведение на видео мужчины, его какие-то физические воздействия на девушку неприемлемы, даже если они согласны с его посылом, а другие и вовсе считают подобные взгляды «средневековьем». Автор решил выяснить, насколько популярно подобное поведение среди армянских мужчин и есть ли некий тренд. С помощью паблика «Подслушано. Феминизм. Кавказ» редакция узнала несколько примеров.
Мой муж русский, семья была не против, хоть и хотела выдать за армянина, — рассказывает одна из подписчиц. — В интернете были стычки с агрессивными выходцами из Армении, одному было 18, его мать отдали замуж в 15. Она терпит до сих пор издевательства и побои, но мальчик искренне верил, что это «счастье», а я «грязная шмара и гореть мне в аду». Все сводится к уровню семьи, чем образованнее родители — тем больше доверия к детям и их выбору.
Пожелавшая остаться анонимной армянская девушка рассказала редакции, что стоило ей случайно оговориться на просторах интернета о том, что её молодой человек — азербайджанец, как ей посыпались многочисленные угрозы и оскорбления. Потом недоброжелатели выяснили её номер, стали звонить и публиковать номер в определённых пабликах, из-за чего его пришлось сменить.
Из тысячи человек, желавших мне смерти, мне написал только один, кто поддержал и сказал не обращать внимания, и пожелал счастья. Он был из Москвы, и друзья у него были разных наций. Ещё я встретила одного армянина-таксиста, он был женат на русской. И узнав, что я встречаюсь с азербайджанцем, тоже не высказал ничего плохого. Это второй положительный случай, — рассказывает девушка.
По словам ещё одной девушки кавказских кровей, армян выделять в связи с таким поведением не стоит. Она отмечает, что нередко мужчинам разных национальностей не нравится, когда «их» женщины встречаются с мужчинами других национальностей. Русские здесь не исключение — стоит вспомнить критику во время чемпионата мира по футболу.
Главное, что я хочу сказать, мы не вещи мужчин наших наций, — считает девушка. — Если они не хотят кровосмешений, пусть делом располагают сердца своих девушек к себе и заводят с ними семьи. А так они подобным отношением только всё больше показывают себя как животных, чем вызывают отвращение у своих же. Если бы девушки с Кавказа имели свободу, спрос у них на своих же мужчин упал бы до минимума. Возможно, это бы воспитало в этих мужчинах человечность и достоинство. А так, всё равно родители найдут им невесту, покорную и сломленную собственной семьёй. И они будут продолжать плевать в сторону тех, кто добился свободы и сделал выбор в пользу равного партнёра. Что непременно сделала бы и его жена, будь у неё за спиной образование, общение с современным обществом и светское воспитание.
Эскалация
«AspeT» не единственная подобная группа. Существует также армянское движение «Хайтарак». В противовес им создана группа «АнтиХайтарак». Как объяснили автору её представители, Армению гораздо больше позорят «агрессивные морализаторы», а не «нескромные девушки». И тем не менее нельзя не отметить, что, по крайней мере на слуху, подобных движений от разных национальностей становится всё больше. Так, много шума наделало чеченское сообщество «Карфаген», представители которого не только гнобили, но и нападали на «нецеломудренных» чеченок. Судя по всему, подобные общества подпитывают друг друга и вызывают желание у представителей разных малых национальностей сделать свой аналог.
Естественным образом это вызывает отклик и у русских националистов. По словам главного редактора русского националистического журнала «Искра°» Марка Братчикова-Погребисского, количество подобных групп, судя по всему, растёт. Главный редактор считает, что они пока ещё с оглядкой тестируют границы УК. «Это — очередной пример провала «многонациональной» политики властей. Какой термин (неграмотный и бессмысленный), такая и политика. Групп вроде «AspeT» становится в медиа больше, они пытаются построить свои версии шариатов в РФ — государстве, подающем себя как светское. При этом, повторюсь, они думают, что аккуратно тестируют границы дозволенного, но свою экстремистскую и варварскую сущность скрыть не могут», — считает русский националист.
Директор аналитического антиэкстремистского центра «Сова» Александр Верховский также считает, что эффект подпитки одних групп от других присутствует, но пока говорить о серьёзной эскалации преждевременно. Время от времени подобное происходит, причём в исполнении самых разных этнических активистов. Специалист добавляет, что есть одна вещь, которая характерна для всех подобных движений, — агрессия в них всегда односторонняя и направлена со стороны мужчин к женщинам. Верховский не исключил, что могут встретиться и обратные примеры, но ему они неизвестны.
Артем АЛЕКСАНДРОВ