Для чего армянским властям нужны сектанты?

Социум07/02/2024

О том, что в Ереване развелось несметное количество деструктивных сект говорилось не раз и на разных уровнях, но не в полный голос, поскольку истинные проблемы все же стыдливо замалчивалась в угоду европейским стандартам свободы вероисповедания. Хотя в отличии от Европы, где (по данным Исследовательского центра Pew Research Center) 65 процентов респондентов относят себя к атеистам, в Армении 90 процентов местного населения связывают свою религиозную идентичность с титульной верой. Но даже с учетом моноэтничности республики здесь мирно уживаются католики (1%), мусульмане (менее 1%), представители православных конфессий греческой, русской, ассирийской и иных христианских общин.

Что касается «понаехавших» сект, то сегодня, по данным экспертов, в Армении официально зарегистрировано 65 различных организаций, включая культы, общины, школы, движения. Кроме того, подпольно действуют около 200 малочисленных структур подобного толка, которые из-за отсутствия соответствующей записи в реестре стараются сильно не «светиться». Да и добиться самозабвенного поклонения главе местных культов типа «Церкви Герасима из Сисиана» или «Вруйра с третьего участка» гораздо труднее, чем уже состоявшимся мормонам, иеговистам, пятидесятникам. По самым скромным подсчетам, в них вовлечены примерно 350 тысяч человек, что составляет чуть более 10 процентов населения. Для небольшой страны довольно внушительная цифра, особенно если учесть, что в начале 90-х таковых было всего один процент. Как отметил экс-глава Арцахской епархии србазан Паргев, наплыв сектантов под видом благотворителей начался после катастрофического Спитакского землетрясения, когда для раздавленных случившейся трагедией людей любое слово поддержки казалось излечением от боли. Да и материальная помощь в условиях разваливающейся державы тоже сыграла свою роль. «После распада СССР мы, поместные церкви на территории тогдашнего Союза и «соцлагеря» Восточной Европы, оказались явно не готовы к этому. И тут появляется тот самый многопрофильный «десант», в котором были свидетели Иеговы, пятидесятники, харизматы, сайентологи, мормоны, евангилисты, Слово жизни и прочие представители различных культов», — отмечает священнослужитель.

И хотя с тех пор прошло тридцать пять лет, тем не менее агитаторов-сектантов не хотят замечать не полиция, не законодатели, не представители власти. Бруклинские эмиссары продолжают заниматься активной пропагандистской деятельностью. Например, в центре армянской столицы — рядом с площадью Республики у Дома правительства «сестры и братья» совершенно безбоязненно устанавливают постеры и многоярусные полки с аккуратно разложенными журналами «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» и прочей присылаемой из-за рубежа макулатурой. Впрочем, непрошенные гости пытаются влезть в души людей не только на улице. Нарушая Закон РА о неприкосновенности жилища, они то и дело настырно вламываются без приглашения в наши дома, грозясь в случае отказа Армагеддоном на наши непослушные головы. Как считает настоятель церкви Святого Иакова Низибийского отец Шмавон, в законе РА «О свободе совести и религиозных организациях» армянские власти под нажимом европейских чиновников оставили лазейки и недоработки. «Несмотря на то, что у нас запрещена «охота за душами», тем не менее это понятие не дает никакого внятного юридического определения данному явлению. Также нет четкого разграничения в вопросе того, где запрещено заниматься пропагандой. Поэтому сегодня мы имеем то, что имеем», — отметила он, одновременно подчеркнув важность законодательного регулирования деятельности религиозных организаций в Армении на основе назревших поправок.

Пока власти страны толерантно терпят сектанское разнообразие, местная общественность продолжает бить тревогу, предоставляя новые свидетельства о «Свидетелях» на территории Армении. В частности, летом прошлого года на странице пользователя ФБ Гранта Мелкумяна появились фотографии и пост следующего содержания: «Сегодня рядом с Севаном, в прибрежной зоне села Цапатах в лесу была обнаружена база «Свидетелей Иеговы», где обрабатывались детишки 10-13 лет. Мы насчитали 30 мальчишек, которым читали лекции о том, какое добро они несут. Тут построен целый городок с необходимой инфраструктурой — кухней, транспортом, палатками, «вожатыми». Можно сказать, что у них тут тщательно замаскированное «гнездо». Когда мы подъехали, то сразу подошли несколько человек с требованием уехать. После отказа, сфотографировали номера нашей машины и заявили, что мы нарушаем закон о частной территории, за что понесем ответственность в установленном порядке. К сожалению деятельность различных сект, финансируемых Западом, не контролируется ни одним из органов нашей государственности, что является прямым нарушением статьи 13 Закона о религиозных образованиях и национальных меньшинств РА. Далее без комментариев или все-таки стоит спросить: что делать?».

Впрочем, известная классика «Кто виноват?» и «Что делать?» в условиях Армении давно вышла за рамки риторических вопросов. Особенно остро проблема сектантства стоит в регионах, где повальная безработица и, как следствие, неблагополучный социальный фон становятся хорошей питательной средой для размножения вредоносных микробов деструктивных культов. Именно здесь формируются первичные звенья послушников, из которых потом по принципу сетевого маркетинга создаются своеобразные батальоны зомбированных адептов, готовых по команде «фас» в любой момент к агрессивным действиям. Кстати, первая попытка использования сектантов в Армении была апробирована в 2008 году, когда среди митингующих на площади Свободы в центре Еревана было выявлено большое скопление последователей различных культов. Тогда сломать устои государственности не получилось. Однако весной 2018 года попытка переворота повторилась: в Ереван были завезены тысячи провинциальных сектантов, которым обещали новые свободы в их идеологическом восприятии.

          Естественно, подобные порывы «смотрящих» сектантов связаны не столько с высоконравственной духовностью, сколько с меркантильными интересами. Сектантское сердоболюбие измеряется не поношенным секонд хендом из посылок американского «братства», а конкретными поступлениями миллиардов долларов от условного Запада. Кстати, этого же мнения придерживался и ныне покойный руководитель Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культовАлександр Амарян отмечая, что механизмы и технологии вовлечения в секты, в первую очередь, срабатывают именно в социально неблагополучной среде. При этом акцент делается на безработную молодежь, которую завлекают посулами на будущее благополучие. «Вербовщик – хороший психолог и знает, на какие точки нажать в данный момент и в данном месте. Самодостаточного человека трудно завербовать, да и времени уйдет существенно больше. Зато человек неустроенный гораздо более уязвим, а вербовщики умеют выделить таких даже в толпе. Тут нет никаких научных открытий. Технологии те же, что и у спецслужб, с совершенно жуткими последствиями их применения», — отмечал он в своем докладе в ходе одного из «круглых столов» по данной тематике.

        В современном измерении секты становятся инструментом политического влияния. За примерами далеко ходить не стоит. Незадолго до «бархатной» революции в Армению прибыл некий эмиссар Бен Хина, «засветившийся» ранее на украинском Майдане. В его лекциях на семинарах с пастырями местного евангелистского союза сквозила прямая угроза о смене власти, поскольку заезжий гость обещал своей пастве собраться в следующий раз более широкой аудиторией и уже в свободной Армении. Конечно, в данном случае его слова каждый понимает так как хочет, но и иного толкования здесь никак не читается. О каком освобождении идет речь легко понять, если обратиться к событиям 2003 года в Грузии, где действовала секта «Слово веры». Или вспомнить 2004 год на Украине, где верховодила достаточно харизматичная церковь «Посольство божие». При этом весьма важно отметить, что в обоих случаях религиозные активисты получили потом высокие государственные посты. Во всяком случае, изначально в Грузии – это пять министерских портфелей, на Украине – кресло киевского градоначальника и должность советника — лица, активно подготавливаемые и финансируемые Западом. Особо не заморачиваясь на эксклюзивности методичек, заокеанские кураторы использовали аналогичный сценарий и в Армении, в частности, в Гюмри. Здесь еще несколько лет назад базировалось значительное количество НКО, цели которых странным образом переплетались с задачами тоталитарных сект, в том числе по вытеснению России из Армении и Южно-Кавказского региона в целом. И если «Церковь сайентологии» – это профессиональная разведка, то адепты из секты «Слово жизни» в ходе «бархатной революции» в Армении, фактически, стали опорной базой Никола Пашиняна. «Именно в этот момент в республике появились хорошо финансируемые из-за рубежа западные миссионеры, предложив армянам способ забыться в эйфорическом экстазе и с «божьей помощью» решить все свои проблемы. Армянская Апостольская Церковь в это время не могла составить существенной конкуренции западным миссиям, находясь в столь же бедственном положении, что и весь армянский народ», — отмечает издание «Красная весна».

             В современной табели о рангах подобные религиозные конструкции уже получили во многих странах статус деструктивных религиозных организаций или тоталитарных сект, действующих в оппозиции к традиционной религии. Таким примером в нашей стране может служить движение «Новая Армения – новый Католикос», представители которого с весны 2018 года безнаказанно терроризируют священнослужителей Св.Эчмиадзина, требуя отставки главы Армянской Апостольской церкви. Их действия порой схожи с неконтролируемыми на первый взгляд сатанистами, которые совершают свои изуверские обряды на могилах героев в воинском пантеоне «Ераблур», уродуют лики святых на изваяниях и статуях, совершают непонятные действия, схожие ритуальной магией племени вуду у здания ереванской резиденции Католикоса Всех армян. Между тем, в 2017 году Верховным Судом Российской Федерации была приостановлена деятельность некоторых сект на территории РФ «в связи с осуществлением экстремистской деятельности», среди них — «Свидетели Иеговы». Кстати, аналогичные организации из серии «квазирелигий» невозможно встретить и на Востоке, где в особом почитании свое собственное вероисповедание, будь то ислам, буддизм, иудаизм или даосизм. Разномастные неокульты запрещены там на уровне государства. А Армения, принявшая в 301 году христианство на уровне государственной религии, которая долгие столетия оставалась хранительницей национальной идентичности и культуры, вдруг стала откровенно преследоваться в ХХI веке экстремистскими культами с согласия светских властей. Возникает вопрос – для чего нужны в Армении секты, в особенности те, которые и в других странах признаются опасными, и те, которые управляются иностранными спецслужбами и используются в госпереворотах? Что необходимо предпринять для нейтрализации и даже ликвидации сектантства в Армении? Хочется надеяться, что у нации с древней историей еще есть иммунитет по отношению к рядящемуся в сектантские одежды недугу, который в последнее время пытается ускоренно разрушить каноны веры и государственности изнутри.

Марина Оганян