Bi-1: безбрежное пространство принта
Культура03/10/2019
В выставочных залах АйАрт-а (в «бочках» на площади Маштоца) почти месяц проходит очень важная в контексте ереванской культуры международная выставка печатной графики. Уже вторая. Первая прошла осенью 2017 года, когда и было объявлено, что заложено начало ереванской биеннале. Опасения, конечно, были, но они рассеялись.
Биеннале печатной графики, эстампа, или по-западному принта, – детище замечательного ОО «Диалог культур», его создателя Соны Арутюнян и сподвижников. Они и материализовали первую Bi и нынешнюю. Кошмарный труд. Однако потрудились тогда не зря: о Ереванской биеннале узнали повсюду. Вот несколько цифр, без которых картина была бы не такой убедительной. Заявки на участие подали 1227 авторов против 995 в 2017 году. География та же – 76 стран. «Заявки прислали даже две художницы из Азербайджана, но потом работы не прислали, наверное, испугались. Очень жаль, — говорит Сона. — В этот раз нам очень помогло финансовое содействие Министерства образования, науки и культуры, а также высокое покровительство президентской четы».
Если на первой Bi участвовали 33 китайских художника, то сейчас их 133, одному из которых достался Гран-при. Первым призом награжден мастер из Тайваня, вторым – поляк. Одна из десяти поощрительных премий вручена армянскому автору. Международное жюри возглавил знаменитый Матеуш Отреба из Кракова. В целом жюри констатировало повсеместно возросшее качество техники исполнения. Нас особенно обрадовало возросшее едва не вдвое количество армянских графиков – 23! В основном молодых, даже студентов. Это говорит о том, что эстамп-принт воодушевил отечественных художников. Хочется надеяться, что эстамп окажется достойным соперником живописи – его технические возможности безграничны, а придумать свою оригинальную технику и технологию стремится едва не каждый автор. Дело в том, что классические техники давно расширили границы до вселенских просторов, а в содержательном отношении и вовсе безбрежный космос. Эстамп очень динамичен и может материализовать любое событие, факт, явление, любое чувство, любое движение мысли и весь предметный мир. Важно, что этим делом может заниматься каждый грамотный художник, тут нет цеховых рамок. Отметим, кстати, что в рамках биеннале немецкий ас Гербер Майер даст мастер-класс. Ожидается, что секретами поделятся и китайские виртуозы, конек которых ксилография – цветная гравюра по дереву. «Интерес к биеннале проявили около 100 гостей, некоторые собрались к открытию, прибытие других ожидаем в ближайшее время. Многие из участников впервые обнаружили Армению благодаря именно нашей выставке», — продолжает Сона Арутюнян.
Предложения принять участие на биеннале были разосланы – слава интернету! – в Ассоциации графиков, союзы художников, министерства культуры, музеи, также персонально.
Сона Арутюнян с сожалением отмечает пока еще немалые трудности, мешающие развитию этого вида искусства в Армении. Эстамп – это прежде всего печатный станок, без него никак, а поскольку он доступен не каждому, необходимо иметь современную печатную мастерскую, где смогут работать авторы. Но это пока розовая мечта.
В экспозиции Bi-2 более 350 работ на все вкусы. Как среди них жюри смогло отобрать наилучшие, трудно представить. Каждая работа хороша по-своему. В заново отремонтированных и освещенных «бочках» АйАрт-а они образовали волшебную атмосферу, и кто не окунулся в нее, тот потерял многое. Наша главная фишка в том, что Международная биеннале в Ереване состоялась и стала частью мирового арт-пространства. А еще добавим, что «Диалог культур», созданный в 2012 году, успешно и результативно функционирует и провел множество прекрасных выставок. К обоюдной пользе и удовольствию всех задействованных сторон и особенно художественной публики.
* * *
В 2017 году статья о первой биеннале в «НВ» была названа «Эстамп любви и надежды». Надежда стала явью, а любовь усилилась. Так будет и в следующие разы.