МУСЛИМ МАГОМАЕВ СОБИРАЛСЯ ПРИЕХАТЬ НА ПОХОРОНЫ АРНО БАБАДЖАНЯНА, ЕМУ СКАЗАЛИ: «НЕ НАДО …»
Во второй половине февраля на одной из лучших концертных площадок мира, Московском концертном зале «Зарядье», в сопровождении симфонического оркестра будет петь ставшая мировой знаменитостью армяннка Мариам Мерабова.
Ее открыл «Голос», хотя к этому развлекательно-вокальному шоу отношение разное, от восторженно-умилительного до «уголовно-преследуемого».
-Вначале устанавливают талантливых исполнителей, а затем, чтоб не затмевали королей эстрады, убирают конкурентов с дороги» -то ли в шутку, то ли всерьез делился сокровенным москвич-меломан Артем Багдасаров.
Как бы там ни было, Мариам Мерабова пришла и осталась. Как и откуда пришла? Тот случай, когда струи Аракса и Куры, обнявшись будто две сестры, подтвердили: ереванцы тбилисской закваски это круче, чем, когда ереванец отдельно, тбилисец отдельно — сплав одного с другим дает качество под знаком «супер».
Мариам родилась в Ереване (окончила музыкальную школу имени Чайковского), мама с папой – из Тбилиси, (мама — журналист, папа — юрист), дочь жила между двумя городами пока не нашла себя в Москве (музыкальное училище имени Гнесиных). Москва сделал ее тем, кем она сегодня есть – джазовой певицей мирового уровня. (Сравнение с Эллой Фидцжеральд, одной из величайших вокалисток в истории джазовой музыки уместно не только по комлекции).
Тут мы снова возвращаемся к «Голосу», чтобы услышать. «На нашем телевидении впервые появилось шоу, на котором я по всем форматам неформатная могла как-то попробовать себя. Почему это было необходимо? Нас мало кто знал: только любители. И для того, чтобы тебя узнавали, ты должен появиться на каком-то из двух каналов»,- объясняла Мариам Мерабова.
Интересно не только то, о чем Мерабова говорит: джаз, вокал, телевидение, искусство вообще, интерес оттого, что все, о чем ни скажет, говорит честно. В жизни встречается не часто. К примеру.
Ереван и Тбилиси, между которыми она жила, по классификации Мариам «города с колоссальным уровнем культуры». Кто бы спорил? Но они такие, потому что были подключены к могучей русской культуре, великому русскому языку, на котором, -замечает Мариам,- тбилисцы старшего поколения говорили с сумасшедшим грузинским акцентом, зато безупречно литературно.
Что правда, то правда. Вслушайтесь в речь Сосо Палиашвили, Валерия Меладзе, Вахтанга Кикабидзе, бессмертный грузинский акцент неистребим. Насчет безупречно литературного возможны разночтения, но она-то говорила о людях другого времени. А армянин, ас русского художественного слова Сурен Кочарян или мастер рассказа грузин Ираклий Андронников.
О жизненных ценностях. «Все начинается с родителей, с семьи, с детства». О детстве. Мерабова застала годы когда Тбилиси (как и Ереван) застраивали пленные немцы. Вспоминает: «половину унесенной из дома еды отдавали немцам, половину несли в советский госпиталь, а сами недоедали». Эра милосердия.
Насчет детства еще. Считает, что было «счастливое советское детство армянской девочки». Многим покажется странным: аресты, дефицит всего и вся, доведенные до идиотизма поэтические заклинания типа:
Когда нежданная беда
Гремит над головою громом,
Как пережить, бежать куда?
Бегут к секретарю райкома!
Все это было, но было не только это. Рождались и становились всемирно знаменитыми поэты, художники, ученые, писатели, артисты, где угодно и сколько угодно. В Советской Армении ничуть не меньше, чем в просвещенной Европе или супер-демократической Америке.
Как отбирать лучших и не размножать посредственностей? В том числе самооценкой, шкала предложена Сергеем Довлатовым. «Полная бездарность нерентабельна. Талант настораживает. Гениальность вызывает ужас. Наиболее ходкая валюта – умеренные способности».
Умеренные способности, скорее, у спитакци Айко, у Мариам Мерабовой – другое. Природный талант девочки был открыт в Ереване, огранка производилась в Москве, а между становлением и признанием детство, которое она не хочет перечеркивать.
«Как быстро советские республики могли повестись на колбасу и все разрушить» — огорчается Мариам, замечая: «Я родилась советской и сдохну советской!».
Понятно, полемический задор, перехлест эмоций, и все такое, но что думает, то и говорит.
О том, о чем одни молчат, другие темнят, третьи говорят т что думают. Мариам Мерабова из третьих. Вопрос: «Как относитесь к событиям в Карабахе?». Ответ: «Как к ним может относится человек с карабахскими корнями?».
Огорчения. «Муслим Магомаев собирался приехать на похороны Арно Бабаджаняна, но посол Азербайджана отсоветовал…».
Комментарий сына композитора Ара Бабаджаняна. «Мой отец и Муслим Магомаев не обращали внимания на национальность».