Живопись, графика и скульптура от Фараона Мирзояна

Вернисаж22/03/2023

В Национальной галерее открыта выставка произведений Фараона Мирзояна, одного из выдающихся мастеров современного армянского искусства: около 100 работ последних лет. Вообще-то выставка мыслилась как юбилейная к 70-летию, но помешала война, когда стало не до искусства. Получилась выставка «пограничная»: один юбилей минул, другой грядет. За это время Фараон создал новые работы, которые вошли в экспозицию и обогатили ее. Некоторые из них непосредственная реакция художника на трагические события недавней истории.

После завершения образования в Ленинградской Академии художеств и общения с великим городом Фараон вернулся на родину и очень органично вписался в художественную жизнь. С тех пор работает без устали и ежедневно берется за кисть. Трудоголик. Примечательно, что он никогда не ждал и не ждет появления музы. Эта неуловимая и трудная в общении дама всегда с ним. Во всяком случае так кажется со стороны. А сколько художников притомились в ее ожидании, трудно сказать.

В Мирзояне наилучшим образом сфокусировались природный дар, крепкая академическая школа и чрезвычайное трудолюбие. А еще, добавим, незамутненный взгляд на мир. Отсюда и необыкновенно цельное творчество, которое делить, как принято, на периоды не хочется. Тем более что в пространстве этой выставки его работы звучат в один голос. Мирзоян своеобразно и глубоко личностно видит мир и создает свой идентичный. Под стать. При этом не мучает холст и бумагу и работает с наслаждением и радостью. Не мучается и с выбором сюжетов. Картины рождаются из оставшегося в памяти «кадра», эпизода или события быстротекущей жизни, фрагмента своей же картины. Также они появляются из мгновений и ощущений, из рисунков, которые он делает постоянно на любом клочке бумаги. А еще он, разумеется, вырывается на пленэр, то есть на природу. Такая вот технология творческого счастья.

Художника привлекает прежде всего пейзаж, натюрморт и портрет, а также интерьер. А еще опосредованные публицистические темы – мы уже упомянули о реакции Фараона на войну. Ну еще и пластическое ощущение ситуации в нашем маленьком «королевстве». Живое восприятие вечного и духовного мира. Впрочем, это только несколько картин, лишь небольшая, но очень весомая часть его творчества. Все произведения Фараона до конца недоговорены, точку не ставит, оставляет это зрителю. От пейзажей Мирзояна, часто таинственных, веет извечной свежестью, ароматами дня и ночи, утра и сумерек. И времен года. Явственно ощущаются и влажные пряные ночи, и терпкий воздух гор.  Описать невозможно. Краски вибрируют, мазки трепещут, то густые-прегустые, то акварельно-прозрачные. Мастер, тут и говорить нечего. Что касается портретов, то в каждом есть изюминка гротеска. Они остры и запечатлеваются надолго. Автопортреты и все другие.

Его натюрморты: всевозможные цветы, сухие тоже, комнатные растения, фрукты и предметы – совсем «не мертвая натура», а часть домашнего мира, создаваемого художником. Наконец, интерьеры, пронизанные светом и дышащим воздухом.

Один из залов экспозиции выделен под рисунки Фараона, и неспроста: впервые для широких зрительских масс он представил работы пикантного свойства. Здесь веет здоровым эротизмом, который себе позволяли во всем мире, но которого чурались отечественные художники. Мгновения тайной жизни мужчин и женщин. Есть у Мирзояна и живописные, весьма чувственные ню – женщины в момент сладостного ничегонеделания. Вроде как нимфы. Градация чувств необыкновенная, присущая романтическим лирикам, обладателям трепетной кисти и нежного сердца. Конечно же, ню еще более недосказаны и недоговорены, но зато полны тайн и непереводимых на другой язык эмоций. Добавим, что Фараон Мирзоян, опять же впервые, показал несколько своих скульптур.  Для абсолютного большинства (даже близких) полная неожиданность. Показал и не прогадал.  Портреты и полихромная мелкая пластика. Мрамор и гипс. Красивые вещи.

Выставка художника – это фактически его портрет. В случае с Мирзояном портрет неполный, он еще десятки лет преподает младому поколению. Студенты его любят, потому что он не довлеет, не навязывает своей манеры или стиля. Также напомним, что почти полтора десятилетия он был эффективно и результативно работавшим директором Национальной галереи. Слегка отклонимся от темы. Последнее время стало модно давать отдельным залам или аудиториям прижизненные собственные имена и прибивать соответствующую табличку. Дурной вкус и плохая манера. Если следовать этой логике, то некоторые залы музея и мастерские Академии художеств вполне могут носить имя Фараона Мирзояна. Но это точно не его песня… Он еще имеет звание народного художника Армении. Из «народников», в изобилии появившихся в годы независимости, Мирзоян один из немногих, а по моему мнению, едва не единственный, кто по-настоящему достоин этого звания. Прежде всего за качество искусства и весомый вклад в отечественную культуру. Подчеркиваю специально, ибо почетные звания пригоршнями раздают кому попало.

ве

* * *

Выставка в Национальной галерее еще раз показала, что в лице Фараона Мирзояна Армения имеет мастера глубокого и честного в искусстве и, как говорится, в жизни. Так что рекомендуем пойти на его выставку и получить свою долю эстетического удовольствия.

Карэн МИКАЭЛЯН