Великий Аджемян и его шаржи

Вернисаж22/09/2021

В Центре искусств Бояджян проходит выставка дружеских шаржей Вардана Аджемяна (1905-1977), великого театрального режиссера, а также актера и педагога. Представлено более 300 рисунков разных лет.

Необыкновенный и неоспоримый природный талант, интеллект и неизбывная энергия позволили Вардану Аджемяну стать одной из знаковых фигур не только армянского театра, но также национальной культуры. За полвека кипучей деятельности он поставил более 200 драматических и музыкальных спектаклей в театрах Еревана и Гюмри, включая оперный театр. Каждый спектакль, сделанный им, становился событием, зритель шел «на Аджемяна». Он создал свою собственную аджемяновскую традицию прежде всего в театре Сундукяна, где был главным режиссером целых 40 лет. А сколько актеров и режиссеров он воспитал – не счесть. Деятельность Вардана Аджемяна была по достоинству оценена: государство не скупилось и присвоило ему все мыслимые в те времена почетные звания, вплоть до лауреата Сталинской премии и наградило важнейшими орденами и медалями. Впрочем, не это главное, а то, что его любил армянский зритель.

Увы, театральное искусство, вернее, искусство режиссера театра, хрупко и недолговечно. Только немногие блестящие спектакли Аджемяна сохранились на кинопленке и, конечно, на фотоснимках. Но сохранилось множество шаржей, которые он рисовал всю свою жизнь. С чего это началось – сегодня уже никто не скажет. Отметим, начинал Аджемян свой путь в искусстве как художник. И до того как получить театральное образование в Москве, он окончил в 1924 году Ереванский художественный техникум. Впрочем, рисовать шаржи там не учили. Это от природы. Он не расставался с карандашом никогда, чиркал им на каждом в клочке бумаги, фиксировал свои задумки и запечатлевал окружающих, благо всегда был в центре внимания. Таким образом под горячую руку Аджемяна не раз попадали едва не все люди армянской культуры, науки, искусства, литературы, не говоря уже о театральном цехе. Известные и не очень. Его шаржи – этакие рисованные эпиграммы, остроумные, изящные и виртуозно выполненные. И непременно добрые, абсолютно дружеские, все в рамках жанра. Никто не обижался. Правда, разок художница М.А. заявила, что, мол «я такая красивая, а Вардан…» А вообще-то всем было понятно: раз Аджемян сделал чей-то шарж, значит, тот кое-чего значит. Шаржи рисовал легко, без натуги, часто в одно касание, a la prima. Только иногда дома он их заново перерисовывал, работал тушью или цветными карандашами.

Короче говоря, эта галерея людей 40-70-х годов прошлого века. Многих из них нынешнее поколение не знает, наверное, и имен их не слышали. Отдельные рисунки Аджемяна публиковались в прессе, еще при жизни был выпущен небольшой альбом. Иначе говоря, эта выставка для многих будет неожиданным и приятным откровением. Целый аджемяновский спектакль со многими участниками и массовкой.  Думается, общую картину экспозиции обогатили бы фотографии «жертв» Вардана Аджемяна, они бы позволили реально увидеть его творческий метод.

Разумеется, Вардан Аджемян не забыт, его имя носит Драматический театр в Гюмри, что вполне объяснимо. Он был одним из организаторов и художественным руководителем в течение многих лет. Однако, как ни странно, памятника великому мастеру до сих пор нет. Несколько лет назад, может, даже десять, в Гюмри подумали было о памятнике, даже спонсор нашелся. Провели конкурс – целых три тура. Победителя не выявили, хотя было несколько очень интересных проектов. Потом в суете как-то забыли, при том что за это время памятников в Гюмри, да и не только в Гюмри, прибавилось. Вардану Аджемяну не повезло  – эпидемия памятников его не коснулась. В Ереване же когда-то ограничились мемориальной доской на доме, где он жил по пр.Маштоца. Хочется надеяться, что в Гюмри вновь зашевелятся и наконец поставят памятник режиссеру, хотя бы к его 120-летию.

Пока же стоит посмотреть выставку великолепных аджемяновских шаржей в Центре искусств Бояджян, что на улице А.Спендиарова. Не пожалеете.