Тигран Амасян – от Хуступа и до «Азаран Блбул»
Известный джазовый пианист и композитор Тигран Амасян готовит к выпуску авторскую музыкальную пьесу «Птица с тысячей голосов» для трансмедийного музыкального театра. Мировая премьера нового произведения одного из самых востребованных джазовых музыкантов планеты состоится на Голландском фестивале в Амстердаме 8 июня 2024 года. Источником вдохновения для джазмена послужила армянская народная сказка «Азаран Блбул» — «Тысячеголосый соловей», повествующая о поиске мировой гармонии посредством самопознания, самопожертвования и возрождения. Теперь же древнее национальное предание об армянском аналоге птицы феникс эффектно преображается в впечатляющее интерактивное световое шоу — с игрой теней, цифровыми запрограммированными голосами и живой музыкой.
Как сообщается на официальном сайте Тиграна Амасяна, это живописное сценическое действо стало результатом сотрудничества талантливого музыканта с режиссером Рубеном Ван Леером, сценографом Борисом Экетом, певцом-исполнителем Арени Агбабяном и другими международными артистами. Сам джазмен в одном из своих более ранних интервью отмечал: «Это очень важная работа, которая призвана объединить представителей самых разных культур посредством древней и неподвластной времени сказки».
Одним из последних ярких свидетельств неразрывной кровной связи одаренного джазмена с музыкальным наследием и историей родины стал его недавний уникальный концерт на высоте Пску Хут — рядом с горой Хуступ в Сюникской области. Накануне его выступления ранним утром 21 апреля к подножию Хуступа съехалось несколько тысяч не просто поклонников музыканта, но и участников неординарной и весьма символической акции объединения и сплочения людей посредством культуры и природы. Тем более, что сам концерт проходил под девизом «Земля и вода». Можно добавить здесь и другой живописный штрих о том, что рояль, на котором должен был играть Амасян, доставлялся в горы с помощью вертолета. Но вместе с тем необходимо подчеркнуть и слова пианиста и композитора: «Есть высшая ценность – природа, рожденный от природы человек, рожденная от человека культура. Наши предки искали свое пробуждение у священной горы Хуступ».
Наряду с Амасяном «на горной вершине» играли Арман Мнацаканян (ударные) и Марк Карапетян (бас-гитара). На следующий день Тигран Амасян выступил с концертом также в Доме культуры общины Сванидзор в Сюнике.
В памятном 2015-ом он дал 100 концертов по всему миру в память о жертвах Геноцида армян. Сам он во время концертов не произносил ни слова про резню, но музыка рассказывала все, в том числе и историю его предков, которые были жестоко убиты в Карсе.
Через год 29-летний джазовый пианист и композитор выступил с благотворительным концертом в поддержку проекта молодого фотографа Айка Барсегяна «Day of shame» (День позора),целью которого был сбор денег на покупку квартир для 13 бездомных гюмрийских семей, живущих в крайне плохих условиях.
В конце октября драматического 2020 года Тигран Амасян вместе с всемирно известными музыкантами — Сержем Танкяном, Ара Маликяном, Изабель Байракдарян и другими популярными артистами дали благотворительный онлайн – концерт «Артисты — Арцаху: Концерт за мир».
«Музыку я слушал с детства, наверное, еще, будучи в утробе матери»
Обладателю престижных наград наград джаз-фестивалей 17 июля исполнится 37 лет. Он родился в Гюмри, а его предки из Карса. С младенчества Тигран рос, можно сказать, под аккомпанемент музыкальной коллекции своего отца — большого поклонника классического рока и тяжелой музыки. В формировании музыкального юного дарования не обошлось и без воздействия дяди. Как признавался сам Тигран Амасян: « Я примерно одновременно начал слушать рок и фанк-джаз. Мой отец очень любил рок, и пока я рос, я слушал Black Sabbath, Led Zeppelin, Queen. А мой дядя больше любил фанк и джаз, и благодаря ему я познакомился с музыкой Хэрби Хэнкока («Head Hunters»), мне стали близки Чик Кориа, Майлз Дэйвис. Я рос, открывая для себя оба эти мира. Думаю, джаз я выбрал потому, что очень любил импровизировать — задолго до того, как узнал, что такое джаз. Я много импровизировал и сочинял на ходу. Рок, роковая энергия тоже всегда присутствует в моей музыке, в моих соло, в моих импровизациях».
Кстати, увлечение хард-роком и металом могло «превратно» отразиться на будущей музыкальной карьере — Амасян буквально мечтал стать гитаристом треш-метал-группы. Ныне же лишь шутит, что если бы мог овладеть электрогитарой быстро и не менее виртуозно, чем клавишными, то не задумываясь и прямо сейчас сменил бы карьеру джазового пианиста на стадионы и метал-фестивали.
Как бы то ни было, но в 1997 году семья Амасянов переезжает из Гюмри в Ереван, и теперь Тигран получает возможность заняться джазом всерьёз. Однажды его услышал французский джазовый пианист Стефан Кошоян. Игра Амасяна настолько его впечатлила, что уже на следующий год он пригласил юное дарование во Францию для участия сразу в нескольких взрослых фестивалях. Потом Амасян скажет: «Есть важные люди и события, которые влияют на твою жизнь. В моем случае – это мой дядя и Ваагн Айрапетян, а также музыкант из Франции Стефан Кошоян. Именно он впервые пригласил меня сыграть во Франции, тогда мне было 14 лет».
Во время французских выступлений Тиграна услышали многие звезды современного джаза – Уэйн Шортер, Херби Хенкок, Джон МакЛафлин, Джон Завинул и другие. А с мэтром французского джаза Даниэлем Юмером он даже выступал на официальных концертах.
Заметили одаренного пианиста на крупнейших фестивалях мира и не поскупились престижные награды: 2003 год – 3 место на международном конкурсе джазовых пианистов в Париже, первый приз на конкурсе Jazz a Juan Revelations-2003, первый приз на Montreux Jazz Solo Piano Competition-2003, третий приз на Московском международном джазовом конкурсе пианистов -2005, первый приз на конкурсе джазовых пианистов в Монако…
«Я бы хотел написать такую музыку, которую еще не слышал»
Свой первый альбом World Passion Тигран Амасян записал в возрасте 18 лет, когда семья Амасянов переехала уже в США, а сам одаренный музыкант учился в университете Южной Калифорнии в Лос- Анжелесе. В тот период он достиг впечатлительного триумфа в конкурсе пианистов им.Телониуса Монка. В сентябре 2006 года Институт имени джазового пианиста-новатора отмечал свое двадцатилетие и по этому поводу был проведен очередной конкурс. Авторитетнейшее жюри, состоящее из звезд джаза мирового уровня, объявило Амасяна победителем конкурса и обладателем приза в 10 тысяч долларов. После этого последовал прием и концерт в Белом доме, где победителя и участников чествовали президент США Джордж Буш с супругой, а приз вручали Мадлен Олбрайт и Колин Пауэлл…
Через десять лет имя Тиграна Амасяна станет широко известно любителям джаза по всему миру. Его назовут «человеком-революцией», которые в состоянии виртуозно переплетать традиционные армянские мелодии с джазом самых различных формаций. Сам музыкант предпочтет назвать свой неординарный впечатляющий стиль как «армянский анти-экспериментальный джаз», как «музыку 21-го века».
Однако при всем этом: «Самый сложный вопрос в моей жизни – где и как добавить в произведение гармонию. Это можно сравнить с путешествием, у которого есть начало, но нет конца. Шостакович, Комитас и Бах – вот композиторы, которые великолепно обращаются с гармонией и полифонией».
В творческой копилке Тиграна Амасяна есть записи на различных лейблах— Plus Loin, Universal Music, ECM и Nonesuch —с электро-акустическим трио, а также с Государственным камерным хором Армении в проекте 2015 года «Луйс и Лусо», посвященном армянской духовной музыке с V по XX век. В 2015 г. он удостоился престижной премии им. Пола Аккета на нидерландском джазовом фестивале North Sea Jazz Festival, а в следующем году получил премию Echo (немецкий аналог «Грэмми») за «лучший иностранный фортепианный альбом года», выпустив на Nonesuch великолепный альбом «Mockroot».
Три года назад джазмен и композитор за свой новый альбом The Call Within получил разом две награды на международном конкурсе Deutscher Jazzpreis — стал победителем в номинациях «Артист года» и «Пианино/клавишные».
Он гастролирует по всему миру, сотрудничает с такими звездами, как американский трубач Амброуз Акинмусир и норвежские звёзды — трубач Матиас Эйк и саксофонист Трюгве Сейм. Музыкальная жизнь Амасяна многообразна — от аранжировок авторской музыки для трио и академического оркестра до сотрудничества с вокальной группой Roomful of Teeth и написания саундтрека к фильму 2019 года «Говорят, что ничто не вечно» («They Say Nothing Stays the Same») известного японского режиссёра Джо Одагири.
Но в любом случае его отношение к творческому процессу неизменно: «Для меня все начинается в композиции. Основа — классическая композиция плюс импровизация. В какой ящичек положить получившуюся пьесу? В новом сольном альбоме такая же концепция и тот же способ письма, как в «Mockroot», но это все равно другая музыка. Решения находятся по-разному. Так, на «The Cave of Rebirth» я записал фортепиано и голос, а потом мне показалось, что тут нужен какой-то ритм, перкуссионный звук. Я начал просто барабанить по столу. То есть в саунде ничего особенного нет — голос, фоно, перкуссия. Это — самый перепродюсированный трек на альбоме!»
«Это турне как бы подытожит мою работу за последние 5-6 лет»
Свое мировое турне в прошлом году он завершал ноябрьскими выступлениями в родном Ереване и декабрьскими концертами в Москве и Санкт-Петербурге.
На ереванской пресс-конференции Амасян сказал: «Это турне как бы подытожит мою работу за последние 5-6 лет. В программе – соло, дуэт, трио. Большей частью будут представлены мои произведения, написанные после 2013 года и не исполнявшиеся в Армении».
20 ноября в исполнении «Трио Тиграна Амасяна» прозвучали произведения из его альбома StandArt – творческое переосмысление талантливого музыканта американских джазовых стандартов 1920–1950-х годов. В концерте участвовали также контрабасист Рик Розато (Нью-Йорк) и барабанщик Джонатан Пинсон (Лос-Анджелес). На следующий деньТигран Амасян выступил как в качестве солиста, так и в дуэте с приглашенным саксофонистом Тригве Сеймом (Норвегия).
На бис прошли и российские выступления «Трио Тиграна Амасяна», которые вместо «программных» полутора часов растягивались до двух и более. Сказывалось вероятно и то, что прошлый концерт Амасяна в Москве был лишь шесть лет назад. Теперь российской публике была представлена презентацией авторского альбома The Call Within, который, по словам композитора, объединяет поэзию, армянские народные сказки христианской и дохристианской эпох, астрологию, геометрию, древний армянский дизайн, наскальную живопись и кинематограф, исторические и воображаемые миры.
Выступал же Амасян вместе с Марком Карапетяном (бас-гитара) и Мартаном Ванжерме (ударные) – «эти замечательные музыканты понимают, что я ищу в музыке, при этом они привносят в нее свои уникальные «голоса»».
Вот такой он – пианист и композитор Тигран Амасян, который любит повторять: «Играть музыку — самая радостная «работа»… Музыка и искусство постоянно развиваются и меняются во многих направлениях. Моя цель — не просто заставить людей чувствовать себя хорошо, пока я играю на рояле, но привести их куда-то духовно, куда-то, где они еще не были раньше, и почувствовали себя как дома. Для меня очень важно постоянно бросать вызов себе и всегда стремиться к новым открытиям и звуковым ощущениям».
Подготовил Валерий Гаспарян