Сочинские армяне: история и современность
Крупнейшим и именитым центром проживания армян в России по праву является Краснодарский край. В частности, армянская диаспора Сочи живет здесь с момента основания города в XIX столетии и всегда отличилась весомым вкладом в становление черноморского курорта, в его развитие и процветание. Ныне она является самым многочисленным этническим меньшинством города, а иными словами, по неофициальной статистике, каждый пятый здесь армянин – ученый или водитель, врач или спортсмен, полицейский или педагог…
Славна армянская община Сочи и на громкие имена. Сегодня в топ-десятку наиболее известных сочинских армян неизменно входит шоумен, певец и актер Михаил (Ншан) Галустян. Его предки, амшенские армяне — из Османской империи, которые переселились в город из турецкого Трабзона.
В числе «топовых» личностей также и звезда культового молодежного сериала Универ, актер, теле- и радиоведущий Арарат Кещьян. Один из самых известных российских парикмахеров, стилистов, бьюти-блогеров Instagram Георгий Кот, который считает себя армянином , живет и работает в Сочи, где у него есть большая студия красоты.
В Лазаревском, одном из пригородов Сочи родился основатель сети супермаркетов Магнит и владелец футбольного клуба Краснодар, российский миллиардер и меценат Сергей Галицкий(по отцу -— Арутюнян, однако он взял фамилию супруги). Своё этническое происхождение охарактеризовал следующим образом: «75 процентов русских кровей, 25 — армянских», отметив при этом, что он вырос в русской среде, поэтому армянского языка не знает, хотя и армянскими корнями тоже гордится.
Кстати, уроженцем Сочи был и популярный советский армянский эстрадный певец Георгий Минасян. Да мало ли…
Примечательно и важно то, что за культурологические и исторические исследования о том, откуда в Сочи появились армяне и чем занимались изначально, взялись совсем не армяне. А посему «НВ» представляет вниманию своих читателей исторический очерк сочинского краеведа, кандидата исторических наук Владимира Костиникова.
Кто вы черкесогаи?
Первые армянские переселенцы появились на территории Северо-Западного Кавказа еще задолго до воцарения здесь Российской империи. У исследователей этой истории есть сегодня две основные версии. Согласно первой, армяне переселились в горы Северо-Западного Кавказа из Армении в X-XIII вв., этой точки зрения придерживаются авторы ряда краеведческих работ — Ф. А. Щербина, Г. Миронович, Е. Д. Аксаев. Вторая группа исследователей — И. Иванов, Л. А. Погосян, Е. И. Нарожный — считают, что миграция армян происходила в XV в., главным образом из Крыма.
В последующем сформировался особый местный субэтнос — черкесогаи (черкесские или горские армяне).
Известный английский путешественник и разведчик Д. Белль, живший среди убыхов в 1830–1840 гг., в своих записках о пребывании на Кавказе сообщал о том, что в долинах рек Сочи и Мамая проживал армянин из Тифлиса, который вел торговые дела с убыхами. Он закупал товары в России и в Турции и продавал их убыхам. За несколько лет он заработал около 2 тысяч фунтов стерлингов. Он поддерживал дружеские отношения с убыхами, и они его ценили за деловые качества и миролюбие.
Во время Кавказской войны черкесогаи не раз показывали свою расположенность к России. Торговали, нередко переселялись на российские территории. В 50-х гг. XIX в. центром концентрации черкесских армян стал Армавир. Известны случаи помощи армян русскому командованию. Так, закубанский армянин «уроженец абазехский» Капрел Меассиров был послан с секретным поручением проникнуть в убежище агента Шамиля Магомета-Амина и разведать о действиях его на реке Пчеха. Поручение он с успехом выполнил, узнал много важных подробностей.
Майор С. Т. Званбай, комендант русской крепости Святого Духа (Адлер) сообщал в рапорте генералу Будбергу 6 апреля 1847 г.:
«Имею честь донести, что польский эмиссар Адам Высоцкий действительно убит. Смерть его воспоследовала следующим образом: сначала он жил в одной Сочинской деревне недалеко от берега моря, а потом перешел в деревню Керандуха Барзека, где в конце прошлого года заболел сильно головной болью, какой-то армянин по имени Папа Джана, проживающий по торговым делам между убыхами, дал лекарство Высоцкому против одержимой его болезни; но, по рассказам некоторых горцев, у Высоцкого от этого лекарства сделалось помешательство в уме, и найден был умершим в одном овраге и похоронен людьми Керандуха», — докладывал комендант.
Известны имена армян, служивших во время Кавказской войны в русской армии. Деятельность адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (Арцатагорцян Казарь Маркосович, 1792–1862 гг.) неразрывно связана с историей освоения Черноморского побережья Кавказа. Высокообразованный морской офицер, владеющий несколькими восточными языками, привлекался и к дипломатической деятельности. В составе посольской миссии генерала Николая Николаевича Муравьёва Серебряков побывал в Турции и Египте, где успешно отстаивал интересы России и сыграл определенную роль в окончательном изгнании турок с Кавказского побережья. Серебряков участвовал в десантных операциях Черноморского флота 1838 года. При разделении в 1839 году Черноморской береговой линии на два отделения первым из них, с центром в Новороссийске, стал командовать контр-адмирал Серебряков. (Другим отделением командовал генерал-майор Марцелин Матвеевич Ольшевский).
После окончания Кавказской войны и выселения местных жителей на Кубань и в Турцию начинается деятельность правительства по заселению приобретенных земель. Первыми поселенцами стали русские солдаты Кавказских линейных батальонов. Севернее Туапсе были поселены еще и казаки.
В начале 1866 года по приказанию Его Императорского Высочества Великого Князя Наместника Кавказского назначена была под председательством управляющего лесной частью на Кавказе и за Кавказом генерал-майора Муравьёва комиссия по исследованию земель на северо-восточном берегу Черного моря. Комиссия эта известна под именем «Муравьёвской», или иначе ее называют «комиссия Хатисова и Ротиньянца» — по имени исследователей. Члены комиссии отправились на исследование побережья 24 апреля 1866 года, а результаты этого исследования опубликовали 22 февраля 1867 года.
Комиссия, осмотрев хозяйства солдат и казаков, пришла к неожиданному выводу, что русские вообще не пригодны к заселению этого края. Разумеется, это был весьма поспешный вывод. Дело было в том, что русские поселенцы в новом краю совершенно не знали условий хозяйствования. Впоследствии выяснилось, что те из русских, кто прожил больше 10 лет, переходили к выращиванию подходящих культур и миновали кризис.
После исследования побережья армянский патриот агроном Иван Степанович Хатисов не раз затем лично отправляется в Турцию, откуда привозит несколько партий армян для поселения на Сочинском побережье.
Где поселились армяне
Одно из первых имений, сдававшим земли в аренду армянам, было Вардане великого князя Михаила Николаевича, расположенного в бассейнах рек: Лоо, Хобзы, Буу, Детляшхи, Беранды и Ходжиепс. Там арендовали земли 200 армянских семей, переселившихся из Турции.
Каждая семья арендовала 20 десятин, ценою за десятину по рублю, с правом бесплатного пользования лесом для построек. Армяне жили отдельными поселками, воздвигая дома среди арендуемого участка по пологим склонам хребтов. Загороженное пространство между высокими столбами, на которых воздвигали постройки, служило помещением для скота; дом был крыт дранью. Обычно состоял из одной большой и двух-трех меньших комнат, без печей; пол из досок, местами прикрепленный гвоздями, предоставляет свободный доступ в комнаты газам разлагающегося навоза. Все постройки не прочно построены, часть дрань на крышах держалась наложенными на них камнями, и вообще вся усадьба армянина производила впечатление временного жилища. В каждом поселке имелась церковь, священник и учитель; по ущельям, где жили армяне, были проложены дороги для двухколесных арб. Русского языка, за незначительными исключениями, они не знали, хотя некоторые жили уже в имении по несколько лет. Для обработки земли армяне-арендаторы в Вардане употребляли изогнутый кусок дерева с железным лемехом, деревянную с железными зубьями борону, мотыгу и арбы для перевозки, на двух колесах. Скот — преимущественно буйволы и буйволицы, в небольшом количестве у некоторых встречались волы и коровы. Главным образом они занимались культурой табака и кукурузы.
Нередко турецкоподданные армяне и греки селились в Черноморской губернии самовольно. Вот что пишет об этом газета «Черноморский край» № 68 от 7 октября 1910 года:
«Армяне и греки селились исключительно самовольно и приблизительно по следующему способу. Пользуясь тем обстоятельством, что до 1893 года пограничной стражи на нашем побережье не существовало, а черноморские казаки, номинально исполнявшие ея обязанности, предавались «фарниэнто», обыкновенно к ночи на горизонте моря показывались один, два… парусника. Эти суденышки для своих рейсов избирали всегда март или апрель месяцы, т. е. время посевное и когда лес достаточно оделся листвой, чтобы стать недосягаемым для людского острого глаза», — говорилось в публикации.
Им всегда приходили на помощь земляки, которые переселились раньше, а на следующий год среди девственного леса уже зеленела табачная плантация. Когда земли истощались, плантаторы перекочевывали на другое место и проделывали то же самое.
«Нажив в конце концов деньги за чужой счет, таковой владелец уезжал на родину в турецкую Армению, выписав на свое место других земляков и перепродав им свое мифическое право на эксплуатацию чужого добра. Такой порядок продолжался до 90-х годов, когда наконец край стал оживать, и явившиеся владельцы да и сама казна превратили хищников в арендаторов. Интересно, что армянские семьи, водворенные администрацией, почти все так же возвратились на родину, передав свои документы и права своим заместителям», — писали в газете. Там же отмечалось, что армяне составляют большой процент населения губернии, в Сочинском же округе преобладающий, арендуя массу всяких земель под плантации. Благодаря им много земли расчищено и приведено в культурный вид, но вместе с тем много уничтожено ценных лесных насаждений.
Были случаи и выселения незаконных «мигрантов». Согласно закону от 26 мая 1903 года, тайно прибывшие в пределы Черноморской губернии турецкоподданные армяне высылались в Оренбургскую губернию. С 1908 года, после отмены Турцией распоряжения о принятии турецкими властями таких лиц, подобные лица высылались в Турцию.
Одним из самых уважаемых старожилов Сочи был армянин Никита Анисимович Айвазов, который поселился около разрушенной крепости в устье реки Сочи, наладил небольшую торговлю, впоследствии его предприятие стало крупнейшим, а спустя годы он стал одним из виднейших коммерсантов побережья.
Летом 1874 года в Сочи устанавливается гражданское управление, и первыми управляющими по выбору жителей стали Никита Анисимович Айвазов и Рейнгольд Иоганнович Гарбе. Однако вскоре кубанские власти уловили, что негоже российским посадом управлять иностранным подданным, и на должность городского старосты был рекомендован российский подданный. Айвазов же, благодаря своей предприимчивости, стал одним из богатейших и уважаемых сочинских жителей.
Первая сочинская учительница Мария Арсентьевна Быкова вспоминала:
«Главный наш долг у Айвазова. Помнишь, купец — армянин? Толстый такой старик. Он в Сочи держит лавку. Ну вот, ему мы должны 500 рублей. У него удивительное отношение к нам! Он верит в нашу трудоспособность и не торопит с долгом. Да и вообще, это на редкость хороший человек. За эти два последних года наше побережье начало заселяться армянами — беженцами из Малой Азии. Армяне берут тут земли в аренду и селятся небольшими селеньями. Недалеко от нас уже есть несколько их деревушек. Приехали они сюда полуодетые, босые, без всяких запасов. Так вот, Айвазов ссудил их товарами, деньгами на общую сумму десять тысяч рублей. Вообще армян у нас часто выставляют как пронырливых торгашей. Может быть, эта черта и есть у их торгового сословия, как есть она и у нашего, но сам армянский народ не заслуживает к себе такого отношения, и мне хочется встать на его защиту», — вспоминала учительница. Мария Быкова писала, что армяне — удивительно трудолюбивый и честный народ. Они интересовались новинками хозяйства. Выписывали свои газеты и бегали к ней проверять, так ли сообщают о тех или иных событиях турецкие и армянские газеты, как российские. В каждой армянской деревне была школа.
Преданность Российской империи
В августе 1914 года в связи со вступлением Турции в Первую мировую войну на стороне Германии, подданные Турции армяне оказались в очень сложном положении.
«Во вторник 12 августа около 9 ½ час. утра по направлению к гостинице «Гранд-Отель» направилась процессия армян с национальными флагами и хлебом-солью. Процессия эта состояла из турецкоподданных армян, как сочинских, так и поселян окрестных поселков: Барановки, Волково, Новогинки, Мезецкого, Богушевского, Краевского и Раздольного — во главе со священником. Дойдя до «Гранд-Отеля», процессия остановилась. Через несколько минут к ожидавшим вышел начальник губернии. Г. Кешабьянц, обратился к губернатору с речью, в которой от имени всех турецкоподданных армян Сочи и поселков просил повергнуть к стопам Его Императорского Величества их чувства и просьбу остаться навсегда в России и принять их русское подданство. При этом г. Кешабьянц поднес Его Превосходительству хлеб-соль», — писал «Сочинский листок». Начальник губернии обещал исполнить просьбу собравшихся. После чего все разошлись.
Тот же «Сочинский листок» в № 685 от 14 июля 1915 года писал о том, что накануне в Сочи дозором с маяка была остановлена фелюга под парусом. На ней было 21 человек армян, бежавших из Турции из местечка Униа близ Самсуна. Беженцы рассказывали, что их бежало 4 фелюги. Одна была потоплена огнем с берега турками, три остальных ушли и где еще две отбившихся — неизвестно. Черное море переплыли они в четыре дня, не встретив по пути ни одно судно. Хлеб был, но без воды мучились почти двое суток. По высадке на Сочинский берег некоторые бросились на землю и целовали ее от радости.
Непростой была жизнь армянского населения Сочи и после революции, о чем свидетельствует «Материал. О результатах обследования Лооско-Волковского Сельского Совета в 1923 году». Председатель Сочинского районного исполкома М. Белокопытов отмечал в этом труде, что армянские селения Сочинского района состоят из 15–20 дворов, разбросанных друг от друга на расстоянии до 1/2 версты. Это Верхне-Армянская Хобза, Русское Лоо, Русская Хобза и т. д.
Надворные постройки армянина заключаются в кукурузнике, табачном сарае и в помещении для скота, причем эти постройки сделаны на скорую руку примитивными плотниками и из случайного леса. Армянский дом представляет из себя почти русский сарай, в одних случаях высоко стоящий от земли на столбах, низ которого обшит досками или плетнем, где находится скот, в других же случаях скот стоит в отдельно приспособленных помещениях.
С другой стороны дома находится так называемое теплое помещение, в котором в одном из углов на земляной насыпи разводится костер, дым от которого идет прямо под крышу, и помещение не имеет потолка. Этот костер служит для варки пищи и согревания.
Помещение жилое сильно закопчено, крыша (потолок) имеет черно-глянцевый налет. В некоторых домах устраиваются печки временного характера, железные или кирпичные. В другой стороне комнаты находятся нары приблизительно в аршин от пола вышины, которые служат местом для спанья, но в продолжение дня сиденьем, убежищем для малых детей и местом для папушевки табака. В редких случаях армянские помещения имеют русские столы и несколько стульев. Те дома, которые не имеют русских столов, то для еды употребляют в виде греческих низких круглых столов приблизительно в 6 вершков вышины от пола, легко переносимых и по миновании надобности убираемых из комнаты, — говорилось в «Материале». Дома бедняков еще хуже: жилище построено на земле, имеет земляной пол и также неизменный костер для согревания.
Обитатели домов на вид неряшливы, грязно одеты, очевидно, не умывающиеся по нескольку дней, особенно дети. Питание бедняцких и середняцких армянских хозяйств нельзя отнести даже к сносным, национальные кушанья часто не имеют никаких жиров. Главным кушаньем армянина является арьян — это остатки молока после сбивки масла, разбавляемые водой и затем употребляемые в пищу с кукурузным чуреком, а также соленые овощи: помидоры, фасоль стручковая, перец, преимущественно горький, и редко огурцы или капуста. Горячим блюдом является фасолевый суп, картофельный суп, сдобренные постным или коровьим маслом и в редких случаях в качестве второго блюда жареное мясо.
В семейной жизни женщины едят с мужчинами за одним столом и в тех случаях, когда нет чужих людей. Обычаем воспрещается женщине в присутствии гостей садиться с ними за один стол. Мужчина с женщиной здороваться не должен. Отступление от этого правила считается оскорблением для женщины. Если посетивший дом гость уважаем домохозяевами, то младшая по возрасту женщина в семье моет ему ноги, и только после омовения ног приступают к беседе и угощенью.
В полной силе еще существует обычай сговора между собой отцов жениха и невесты о бракосочетании их детей. Причем бракосочетаемые не видят до брака друг друга. Бывали случаи, когда отцы заключали между собой соглашение о бракосочетании детей до достижения ими совершеннолетия, когда детям было еще 3–5 лет от роду. При выходе замуж женщина не имеет права заговорить с отцом своего мужа до тех пор, пока последний не разрешит ей этого. Были случаи, когда отец мужа в целях создания наибольшего уважения к себе со стороны жены сына держал ее под этим запретом до 1–2 лет. В течение целой недели после свадьбы молодая жена всем приходящим в дом целует руку.
К счастью, эти традиции ушли в прошлое. Однако армяне, живущие в Сочи, бережно хранят свою культуру и язык.