ПЕРЕСЕКАЯ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

Вернисаж06/11/2024

ЕРВАНД КОЧАР – 125

В 2024 году исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося армянского художника и скульптора Ерванда Кочара (1899–1979). Юбилейная выставка, организованная Национальной галереей Армении в сотрудничестве с Музеем Ерванда Кочара и с семьей художника, достаточно полно представляет творческий путь мастера, охватывающий живопись, графику, пластику и пространственные произведения разных лет.

В центре внимания выставки – города Тифлис, Париж, Ереван, сыгравшие важнейшую роль в жизни Кочара. В отдельных залах представлены разножанровые работы мастера, свидетельствующие о его первых художественных шагах тифлисского периода, результаты и достижения той поры. В одном из залов, посвященных работам парижского периода, выставлены полотна, выдержанные в лучших традициях европейского авангарда. В другом зале, где воссоздана насыщенная анимационными эффектами среда (автор зала Ашот Марабян), демонстрируются пространственные картины Кочара, считающиеся беспрецедентным явлением в мировом искусстве.

Ереванский период вернувшегося на родину в 1936 году художника знаменуется разноплановой художественной деятельностью, монументальным звучанием и эпическим размахом новых пластических форм в области скульптуры и графики, авторским изобретением новой техники живописи восковыми красками.

Работы мастера хранятся в Национальной галерее Армении, Музее Ерванда Кочара (Ереван), в Центре Жорж Помпиду (Париж), в Музее Галуст Гюльбенкян (Лиссабон), в Третьяковской галерее и Музее искусств народов Востока (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в частных коллекциях.

ТИФЛИС

Родиной Ерванда Кочара, где прошли годы становления будущего художника, был Тифлис, обладавший репутацией «кавказского Парижа». Работы Кочара раннего периода вдохновлены красочной обстановкой этого города с его своеообразными жителями. Изысканные тифлисские пейзажи в импрессионистских тонах проникнуты веянием живописи его первого учителя Егише Тадевосяна. В московском периоде учебы Кочар проявляет интерес к искусству Петра Кончаловского, конструктивистов, а также кпроизведениям Анри Матисса, Поля Гогена и особенно Поля Сезанна —

художников, представленных в галереях коллекционеров современного европейского искусства Сергея Щукина и Ивана Морозова. Переход к сезанистским, кубистским объемообразующим геометрическим формам и аналитическому методу придает узнаваемым портретам Кочара

собирательный характер. Его сосредоточенные и сверхнапряженные  персонажи словно по внутреннему импульсу стремятся за рамки плоскости холста, предвосхищая дальнейшее развитие художественного языка художника («Де Профундис. Из глубины души», «Женщина с рюмкой»).

Начиная с тифлисского периода Кочара интересует человек, склонный к метаморфозам, стремящийся к новым временным и пространственным измерениям. В 1922 году Кочар отправляется в Константинополь, а затем в Италию, где его знакомство с искусством Античности и эпохи Возрождения, изучение армянского средневекового искусства в Конгрегации мхитаристов в Венеции оставляют неизгладимый след во всем творчестве молодого художника.

ПАРИЖ

«Париж меня сподвиг на самостоятельность».

Ерванд Кочар

В 1923 году Кочар приезжает в Париж – центр послевоенного европейского авангарда. За короткое время он включается в деятельность парижской художественной школы École de Paris. В 1923–1926 гг. художник с успехом участвует в «Осеннем салоне», в «Салоне

независимых», а в 1925 г. демонстрирует свои работы в знаменитой выставке современного искусства «L’art d’Aujourd’hui» вместе с Пабло Пикассо, Робером Делоне, Константином Бранкузи.

За 13 лет пребывания в Париже величайшим достижением Кочара-изобретателя стало авторское «Peinture dans l’espace» – живопись в пространстве, что является беспрецедентным новаторским явлением в мировом и армянском искусстве. Освобождая картину от двумерной плоскости холста, Кочар представляет ее в новом измерении пространства и времени. Фантастические фигуративные картины в виде конструктивных сооружений, написанные на металлических, зеркальных, складывающихся и изгибающихся плоскостях вокруг одной оси, трансформируемые с разных

точек зрения, производят незабываемое впечатление. Редактор журнала L’effort Moderne в Париже и директор одноименной галереи Леонс Розенберг – коллекционер и большой знаток современного искусства, украшает свою квартиру работами 12 художников, где рядом с работами

Фернана Леже, Франсиса Пикабиа, Макса Эрнста, Джорджо де Кирико находится также пространственная картина Ерванда Кочара 1929 года.

Скульптуры Кочара также становятся складывающимися, с выдолбленной поверхностью. Они словно обнажают внутренний мир современного человека, полный урбанизационных тревог, закладывая основу сюрреалистически звучащей серии «Человек-город».

В 1936 году вместе с Василием Кандинским, Хансом Арпом, Франсисом Пикабиа, Марселем Дюшаном, Хоаном Миро, Александром Колдером и другими Ерванд Кочар подписывает манифест «Дименсионизма». Эта декларация – формула новаторского развития искусства, преодоления

плоскости холста. Ключ к этой формуле Кочар нашел посредством «Послания» – своей пространственной картины 1931–1935 годов.

ЕРЕВАН

«Жизнь без срывов означает путь по линии слабого сопротивления».

Ерванд Кочар

В 1936 году Кочар возвращаеется в Советскую Армению. Это был его первый приезд на историческую родину. Ереванские годы ознаменовались многогранной деятельностью: художник успешно проявил себя в области живописи, графики, скульптуры. А в 1948 году Кочар получил сертификат авторского права на технику живописи восковыми красками с новым составом.

В первые годы по возвращении исключительным явлением в армянском книжном искусстве становятся его иллюстрации к национальному эпосу «Давид Сасунский». Благодаря директору Эрмитажа академику Иосифу Орбели в 1939 году, к празднованию 1000-летия эпоса, художник получает заказ на иллюстрации для русского издания в Москве и Ленинграде. Именно по инициативе Орбели и осуществляется эта программа. В своих иллюстрациях Кочар вдохнул новую жизнь в ключевые семь эпизодов национального сказа, представляя его эпических персонажей, увековеченных в «скалоподобных» графических повествованиях.

В Ереване Кочар проявил себя и как скульптор-монументалист. В 1959 году на месте ранее разрушенной его статуи Давида Сасунского (1939 г.) воссоздается из меди новая конная скульптура могучего богатыря. Церемония открытия памятника перерастает во всенародное празднование, а новое творение Кочара становится одним из незаменимых символов национальной идентичности. Несомненно, это событие стало прелюдией к пробуждению национального самосознания 1960-х годов.

Потребовалось более 30 лет после репатриации, чтобы в Ереване состоялась первая персональная выставка Кочара, и он снова обратился к пространственным картинам, наполнив композиции новым содержанием и динамикой.

В 1979 году здесь, в Ереване, завершается славный путь творческих достижений Ерванда Кочара.

Асмик БАДАЛЯН, куратор выставки