Модель мира Акопа Акопяна
«Мне повезло: все годы, проведенные в Армении, я занимался любимым делом и приобрел друзей, это моя история»
В Национальной галерее знаменательное событие – выставка выдающегося художника Акопа Акопяна (1923-2013), посвященная его 100-летию. Представлены живопись, скульптура малых форм и работы ранних лет. Они позволяют видеть, как развивалась концепция, сложившаяся еще в молодые годы. Со временем она стала более ясной, пронзительной, наполнилась философией жизни и творчества. К сожалению, в экспозиции не оказалось замечательных акварелей, органичной части искусства Акопяна.
Вернисаж прошел, как всегда, людно и шумно. Вступительные речи директора музея и куратора выставки вылились в слова льстивой благодарности в адрес Министерства образования, науки и культуры. Можно подумать, что министерство провело какую-то грандиозную работы по сбору работ Акопяна по всему миру за свой счет и при этом легло костьми. Между тем большая часть работ – это собственность семьи художника, произведения из фондов галереи, Музея современного искусства, а также нескольких частных собирателей. Да, МОНКС выделило средства, которые по определению рассчитаны на выставки. Министерство сделало то, что обязано было сделать. Только и всего. Единственно, кого мы должны благодарить, так это Акоп Акопян. В ХХ веке есть только несколько художников, которые произвели тектонический сдвиг в национальном искусстве. Это, на мой взгляд Сарьян, Кочар, Минас и Акоп Акопян. К сожалению, и почему-то к выставке не успели выпустить каталог и прочую полиграфию, без которых не мыслится ни одна выставка в мире, особенно такая знаковая. На открытии не оказалось и министра Жанны Андреасян, которой, видимо, помешали неотложные и особо важные государственные дела в области науки и образования. Также хотелось бы полюбопытствовать, когда, наконец, МОНКС займется организацией музея или выставочного зала Акопяна. Об этом говорится много лет, но пока безрезультатно. Семья художника готова передать государству десятки, если не сотни, работ. Отметим, что в прошлом году членов семьи принял президент В.Хачатрян на предмет музея. Поговорили и расстались. И точка. Также не покидало чувство досады, что искусство большого художника мы никак не раскручиваем. Последний раз работы Акопяна экспонировались за рубежом в 2007 г. в Марселе и Минске. Для любого музея будет честью принять его выставку.
…Талантливый юноша, уроженец Александрии, после обучения в Египте попал в Париж, где в основном и выработался его изобразительный язык. Искусство Акопяна пришлось к европейскому двору, но воспитанный патриотом художник рвался на историческую родину. В 1962 году он приехал с семьей в Армению, где его поселили в Ленинакане. По его словам, связь с родной землей он реализовал через пейзаж. Акоповское видение армянской земли, Ленинакана и окрестностей поразило публику, взращенную на красках Сарьяна и «армянской школы». Люди внезапно увидели свою страну в другом свете. Иную. «Армения – страна гор, и я повсюду видел скалы, крутые холмы – энергичные черты, всей своей сутью составляющие зеркало ее переменчивого характера», — говорил художник. Со временем его необыкновенное мастерство развилось, заискрилось новыми гранями. Он обошел всю Армению и видел то, что ему хотелось увидеть: красивую, чистую, ладную землю с легкими следами человеческой деятельности. Он усмотрел то, что не видели очень многие. Очистил образ Армении от рекламного глянца, от слепого патриотического восторга. Он сумел увидеть и ощутить пульс и нерв истории. «Поначалу мне трудно было приноровиться к армянскому пейзажу. В детстве моя намеченная человеческая натура была другой… Я стал подыскивать виды, которые соответствовали бы ей. Я использовал мягкие краски, созвучные моей душе. Моя живопись и есть мои чувства». Истинная правда: Акоп Акопян был мягким, негромким, интеллигентнейшим человеком. Скоро его Армения стала органичной частью национального искусства. Он заставил увидеть новую, неизвестную, проникнутую духовностью библейскую землю. В целом и в деталях.
Значительной областью его искусства стали натюрморты: вначале цветы в вазах, фрукты, сухие рыбы, потом вдруг — вдруг ли? – яйца, зеркала, предметы одежды – пальто, пиджаки, шляпы. Манекены, сначала портновские, а потом деревянные пиноккио, те, что для художников. «Пиноккио? Купил когда-то в Париже как красивую вещь. Но это уже человек, в нем есть смысл… У меня два героя – манекен и пиноккио, два существа, которых я ставлю в различные естественные и придуманные ситуации. Но чувств у них нет. Есть ведь такие люди – без истинных чувств, только инстинкты», — говорил Акоп. Он особенно любил манекен Stockman.Paris, который десятки лет был в мастерской. Есть не одна картина, где Stockman – главное действующее «лицо».
В середине 70-х Акоп стал рисовать ножницы, клещи, кусачки, секаторы. Вначале, наверное, так просто, но со временем вполне осознанно. Колюще-режущие инструменты ожили, обрели агрессивность и освоили безмятежные пространства Акопа. Они грызлись между собой и третировали мирные манекены и пиноккио. Тема приобрела особый смысл в начале 90-х. В нем вдруг ожил дремлющий публицист – яркий и беспощадный. Однажды он даже увлекся глобальной публицистикой и в 1978-1979 гг. нарисовал две крупные картины – «Нет нейтронной бомбе!» и «Вокзал», где в качестве персонажей фигурирует толпа безголовых людей. Картины взорвали советское арт-пространство. Шутка ли, огромная толпа безголовых существ. Акопян оказался провидцем, таких людей в последнее время стало угрожающе много. «Когда я рисовал «Нейтронную бомбу» с массой костюмо-людей, то шел на риск, хотя совсем не думал делать антисоветскую картину. Мне было просто интересно. А картину так назвал Генрих Игитян». В 2000-м Акопян создал пронзительную картину «Под арестом» (геноцид армян): пейзаж, усеянный черепами, со сверкающим вдали Араратом. «История «егерна»-геноцида в каждом из нас. Каждый армянин имеет осадок от 1915 г., от которого он хочет освободиться. Моей проблемой было создать атмосферу Ани, Западной Армении, опустевшей безмолвной земли, где осталась только материальная культура». Что бы он изобразил после сдачи Арцаха?
Вскоре одушевленные манекены и куклы Акопа Акопяна зажили своей жизнью: они любят, музицируют, нежатся под солнцем, поют хором и разыгрывают немые спектакли. Фантазия автора была неистощима. Трансформировались и инструменты: в 2007-2011 гг. они не только стали добрыми и «законопослушными» субъектами, но даже объединились в «семьи», сдружились с античными статуями и манекенами. Модель мира по Акопяну. В этот период он также начал создавать удивительные скульптуры из инструментов, труб, всяких уголков, гаек и прочего скобяного товара. Он придумывал, а варпет Камо сваривал. Так родилась целая армия малой железной скульптуры. «Когда люди смотрят, хотят знать, для чего все это? Я вначале даже не задумывался, захотел – сделал. Человек стал человеком, когда впервые обратил в инструмент палку и камень. Это моя хвала инструменту. Я оживил его». Эти скульптуры изящны, пластичны, остроумны. И все со своим характером. Акоп не ограничивался только антропоморфными образами, немало инструментов-птиц, инструментов-зверей. И тоже с норовом. После Акопяна подобная пластика привлекла и других художников. По мне, так его манекены, куклы, железные существа могут стать персонажами анимационных фильмов, кукольных и других спектаклей. Вполне может родиться некая армянская «Коппелия». Когда-то я поделился этой крамольной мыслью с Варпетом и он обрадованно сказал, что давно уже написал либретто и даст его почитать… Стало быть, не такая невероятная идея.
Акоп Акопян приехал в Армению по доброй воле и свободным человеком. Таким свободным творцом он оставался все свои советские и прочие отпущенные ему годы. Ни политическая ситуация, ни что другое не влияли на него. Он не перекрашивался, не подлаживался, был таким, каким считал нужным быть. В жизни и в искусстве. Нам еще предстоит осознать и оценить искусству и философию художника. Варпета и мэтра. Он оставил множество задач и вопросов, заключенных в художественную форму. Что значат его облака, сухие лозы, тянущиеся из земли, манекены, инструменты? Что значат яйца (Ab ovo – все из яйца), перчатки, зеркала? Символы и знаки? Его пейзажи заполнены не только еле слышной тишиной, райским светом и благостностью рая, но и извечной драмой армянской земли.
Искусство Акопа Акопяна – безмерный вклад в армянскую культуру. Оно оказало и долго еще будет оказывать живительное влияние на искусство.
Карэн МИКАЭЛЯН