Бойся “реформаторов” и “укрупнителей” всего и вся
В понедельник чиновники Министерства образования, науки, культуры и спорта были взволнованы – у здания собрались участники демократического движения во главе с координатором Вазгеном Петросяном и передали главе гибридного ведомства Жанне Андреасян предложение уйти в отставку. Даже текст заявления подготовили, чтобы ускорить процесс. Граждане-демократы были настроены решительно: если не будет ответа в 24 часа, то проведут акцию 31 января. Главный раздражитель – учебник истории 7 класса. Если бы этот ущербный учебник подвергли очистительному аутодафе, разговоры бы прекратились. До нового учебника… Акция состоялась. Скоро последуют новые.
Кроме учебника за властной дамой, социолога по образованию, тянется длинный шлейф неудач и провалов с той самой минуты, когда она, еще замминистра, назвала национального героя Нжде фашистом. Напомним, памятник этому незаурядному человеку в сотне метров от ее кабинета. Именно Андреасян считается автором укрупнения вузов и слияния с научными институтами, а также идеи Академгородка.
Патологическая страсть правительства к укрупнению всего и вся началась на заре независимости, когда вдруг Минкультуры объединили с делами молодежи и спорта. В 2003-м спорт вычленили, а в 2007-м появилось Минмолодежи и спорта. Вожжа попала под хвост в мае 2019 г., когда, согласно закону «О структуре и деятельности правительства», объединили образование, науку, культуру и спорт. Куда подевались «по делам молодежи», неизвестно. Изумительный закон и великолепная селекция дали то, что имеем: четырёхглавую гидру или, на выбор, дракона. Подобного нет ни в одной стране.
В декабре 2022 г. на авансцене появилась уже в качестве министра Андреасян со своими реформаторскими идеями. Предыдущий министр Ваграм Думанян, доктор физмат наук, не согласный с наработками, ушел, проработав менее двух лет. В СМИ появилась информация, что его подсиживала Ж.А.
Концепция укрупнения вузов возбуждает только подневольных руководителей, как людей прикормленных. Чуть что, вышибут из кормушки. В интимной же обстановке работники вузов и преподаватели плюются при словах укрупнение и слияние. То же происходит в академической среде, впрочем, есть и отважные люди. Так, директор Бюраканской обсерватории Арег Микаелян уверен, что обсерватория не может быть объединена с каким-либо вузом. Может быть, только формально считаться институтом ЕГУ, но не Академией наук, потому что, говорит он, институтов АН не будет по плану создания Академического города. Главное: Микаелян сомневается, что предлагаемые изменения могут положительно повлиять на науку. Он же считает, что «чрезвычайная» аттестация изгонит из многолетней системы существенную часть ученых и научных работников. Да и вообще, эмпирически вопрошает он, как можно в течение трех лет построить серьезную систему с такими серьезными проблемами, как у нас? Также высказываются многие люди науки, которые не хотят называть себя: инстинкт самосохранения. Арег Микаелян веско заявляет, что Бюракан – бренд Армении, известный всему научному миру, признанный центр и трогать его нельзя. О «концепции» объединения вузов и научных институтов нелестно высказался и академик-секретарь НАН Артур Ишханян. Практически все опрошенные нами академические и вузовские люди считают, что на наших глазах расшатываются устои науки и образования.
Укрупнение наблюдается и в культуре: вот-вот театр «Гой» присоединят к Академическому театру Сундукяна. Министерство уверено, что от этого будет только благо и полная творческая свобода. Типа радуйтесь и ставьте свечки. Однако будет не так: большой театр непременно подчинит малого собрата. Как случилось с Камерным музыкальным театром после его «творческого» слияния с театром Пароняна. Тогда за это во всю агитировал замминистра Ара Хзмалян, убеждал, что будут созданы для «камерников» гораздо лучшие условия. Прошло два года, Хзмалян стал директором Матенадарана, а театра, по словам актрисы Анаит Киракосян, не существует. Состав распался, многие ушли в другие театры, в т.ч. в обреченный «Гой». Так что не исключено, что монксовские светила разума решат слить воедино музеи, музыкальные коллективы и далее до упора. И при этом доступно объяснят народу, как это хорошо и разумно. Был же на заре республики Госмузей, где собрали все, что смогли, в мутные 1920-е годы. В светлых околокультурных мозгах не исключено, что может родиться авангардная идея собрать в кучу музеи, хотя бы только художественные. Почему нет? Будет огромная экономия средств.
Зачем понадобилось организовывать научно-вузовские колхозы, если с колхозной системой давно покончено. Что все это значит: злой умысел, чей-то заказ или интеллектуальная отсталость. Думается, все вместе. Ссылаются на западные страны, где веками складывалась совершенно иная традиция в науке, образовании и культуре. Декларируя концепцию и стратегию развития культуры и пересыпая словеса терминами, как то: стратегия, концепция, тактика, интернационализация, модернизация, институционализация, маркетинг, приоритеты, кластер и другими научными словами. МОНКС при этом, к примеру, не говорит о новых музеях, о развитии изобразительного искусства. Впрочем, об одном говорит – о музее ковра. В ближайшие годы. Якобы. Ближайшие, это какие? Но вот будет ли достойный музей национальной архитектуры? Пока же имеем инфантильную деятельность существующего, в то время как наша архитектура расхватывается соседними супостатами. На днях турки заявили по ТВ, что монастырь Арич-Аричаванк – это не что иное как памятник турецко-христианской архитектуры. Вновь запели старую песню. На этом фоне давно Госкомграду и МОНКСу надо бы подготовить передвижную выставку об армянской архитектуре и возить ее по миру. Но, оказывается, самое важное – это укрупнение и Академгород, который влетит в астрономическую сумму. Очень многие совершенно уверены, что этот «город» наилучший способ окончательно опустить науку, высшее образование и культуру. Но после нас хоть потоп, думают и соответственно действуют в высших эшелонах. Никакие доводы и аргументы не действуют. МОНКС стало неким подобием библейского глухого аспида, причем безнадежно глухого, самого глухого из всех. И немого: дали обет молчания, граничащего с мутизмом, т.е. отказом начистоту говорить с обществом. И не единожды, а много раз по отдельным сферам. Слабо? Работает или нет стратегия сохранения развития и популяризации культуры до такого-то года, не очень понятно. К тому же популяризация не то слово, надо пропагандировать энергично и агрессивно. Пока же МОНКС не смог хотя бы воспрепятствовать сооружению на горе Атис великанского памятника Христу. На горе, где полно памятников истории.
Вернёмся к дровам. За год с небольшим главе МОНКС удалось наломать их много и она продолжает ломать. Действует по продиктованному свыше принципу: весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем… Замените насилье на культуру или науку и пойте дальше. Реформы ради реформ. Академия не нужна, культура, наверное, тоже. Маленькая страна, к чему лишние расходы. В советское время рождались и НИИ, и музеи, и театры, и все прочее. Все то, что в наши дни постепенно хотят убрать подальше. Престиж страны уже ничего не значит.
Во всем винить главу МОНКС нельзя. Виноваты прежде всего те, кто в 2019 г. создал трудноуправляемое министерство-колхоз. Кстати, еще в первые годы независимости поговаривали, что нам якобы из-за кордона не разрешают иметь отдельное министерство культуры. Кто и почему? Правительство взяло под козырек, новая модель понравилась. Но почему бы сегодня не реформировать монстра и не создать заново Минкультуры и национального наследия по примеру передовых стран, чей опыт мы так стремимся перенять. Также отдельно иметь Минобразования и науки. Но вот куда девать спорт… Была бы замечательная полезная реформа без драматических последствий. Но подобной реформы не будет, и бархатные дровосеки свои топоры не сложат.
Карэн МИКАЭЛЯН