Как человек в рясе возглавил Кипр и возможно ли такое в Армении?

Автор проводит аналогии между нынешним протестным движением в Армении и событиями более, чем полувековой давности на Кипре.

Дело, которое возглавил архиепископ Баграт Галстанян, может подвести его к креслу премьер-министра Армении, а, может, и нет – все зависит от обстоятельств.

Сам Святой отец подход к дверям Дома на площади Республики не исключает и в случае чего готов, не оглядываясь, отказаться от второго (канадского) гражданства, возглавить переходное правительство, а там, поживем — увидим.

В любом случае, в современной истории Армении на пост главы правительства впервые претендует сугубо духовное лицо, хотя такое уже бывало. К примеру, на Кипре, где армян не просто много, а очень много (не случайно одна из центральных улиц Никосии называется Армянской) и где архиепископ Макариос с 1960-го по 1974-й трудился на посту президента.

Может ли история с кипрским коллегой Баграта Галстаняна быть для нас поучительной, полезной или просто интересной? Если да, идем дальше.

Смена сугубо гражданского лица в партикулярном платье Никоса Сампсона, (возглавлял Кипр до 1960 года) на человека в сутане, Макариоса (мирское имя Михаил), прозванного в свое время «Средиземноморским Фиделем Кастро», произошла в непростое для острова время. Несколько штрихов для общего представления и, почему бы нет, сопоставления с положением дел в сегодняшней Армении.

Целых три столетия Кипром владели турки-османы, затем (с 1878 года) остров стал английской колонией, а после Второй Мировой войны многие подчиненные Британии страны попытались выйти из-под ее опеки и Кипр здесь не исключение. Тут как раз и подоспел вернувшийся из Америки митрополит Макариос, избранный архиепископом всего Кипра.

Что он делал в Америке? Учился в Бостонском Университете богословию по специальности «Социология религии». Выучился, заметим, на отлично. К высокой образованности молодого священнослужителя – никаких вопросов, как не вызывает сомнений и уровень интеллекта архиепископа Баграта.

На Кипре, тем временем, развернулось движение за независимость, и энергичный Макариос сразу же включился в него, затем возглавил движение, и обратился к поработителям страны с вызвавшими их неудовольствие политическими требованиями.

Например, потребовал от Лондона немедленной ликвидации английских военных баз на острове, обратился в ООН с предложением рассмотреть вопрос о предоставлении Кипру независимости, напомнил чиновникам с английскими паспортами о правах человека, самоопределении наций и свободе народов. Одновременно Владыка сочинил специальную молитву о даровании кипрскому народу помощи Божией в национально-освободительном движении. Какому колонизатору из Лондона такое понравится? Не так чтобы сильно взбодрились и в ООН.

Как бы там ни было, в апреле 1955 года на острове вспыхнуло восстание. Английские власти вынуждены были сесть за стол переговоров, по другую сторону которого сидел человек в сутане. Разговаривали долго, целых шесть месяцев, но впустую.

Англичане сделали ход, формально дававший Кипру свободу, однако, при условии сохранения на острове своей военной базы. Макариос и его сторонники были против и Лондон прервал переговоры. Но, если бы только это.

Британцы фактически арестовали упрямого архиепископа и отправили в ссылку на Сейшельские острова. На Кипре началась новая волна протестов, Лондон был вынужден дать задний ход и освободить ссыльного, но при условии, что ноги его на Кипре не будет. Макариос отбыл в Афины и со свойственным простолюдину с крестьянским корнями упрямством продолжил борьбу оттуда.

Наступил февраль 1959 года, Кипр стал независимым государством, в марте Макариос вернулся на родину, в декабре был избран президентом своей страны.

Но это было только началом большого и трудного пути. Теперь уже на Кипр позарилась Греция. Нельзя не задать вопрос: а куда смотрела Америка? США как всегда смотрели туда, куда им надо. Как и сегодня, загоняя Армению в выигрышную для себя нишу. То, что разговоры Вашингтона о независимости, самостоятельной политике и демократических ценностях не более, чем художественный свист, сегодня понимают все, но тогда в это верилось.

Вернемся, тем не менее, к архиепископу Макариосу. В 1964 году в Вашингтоне обнародовали так называемый «План Дина Ачесона» (государственный секретарь при президенте Трумэне, неофициальный советник президентов Кеннеди и Джонсона), предусматривавший присоединение острова к Греции.

Особенно энергичными попытки Афин включить Кипр в состав Греции стали после прихода к власти в Греции «чёрных полковников». К притязаниям греков добавились и претензии со стороны Турции. В 1974 году произошло вооружённое вторжение Турции, северную часть острова оккупировали турки и держат ее под своей пятой и поныне.

Скончался Макариос в 1977 году в расцвете сил, не дожив нескольких дней до 64-летия. По завещанию архиепископ-президент был похоронен в двух километрах от родного Киккского монастыря, на горе Трони. «Отсюда я буду видеть весь Кипр», — объяснил он свое решение.

…Если, прочитав вышеизложенное, кто-то найдет что-то общее между достопочтенным президентом Макариосом и доселе мало знакомом широкой публике архиепископом Багратом, это его право. Хотя точек соприкосновения и в самом деле немало. Различие же, в частности, в том, что если кипрский архиепископ возглавлял борьбу с английским владычеством, то Баграт Галстанян (не только он) главное зло видит в руководителях страны, чьи фамилии кончаются на «ян». Это сильно осложняет работу, вынуждая вводить в политический лексикон такие слова как «предатели», «изменники», «иуды», а, в связи с вовлечением в процесс духовного лица, еще и «христопродавцы».

Те не менее, архиепископ призывает не сильно увлекаться табуированной лексикой, а сосредоточиться на борьбе правды и лжи. Вполне себе вписывается в представления о христианской добропорядочности и революции с человеческим лицом. Чем дело закончится, покажет время, по заверениям архиепископа — самое близкое.