КАФЕ «МЕДЕЯ» В ЧАЛТЫРЕ, ДРУГ АРТУР В РОСТОВЕ И РОССИЙСКИЕ СОЛДАТЫ В ПОЕЗДЕ

ДИАСПОРА10/04/2024

Армянская тема в соединении с грузинской в Ростове-на-Дону то и дело раскрывалась в названиях улиц, кафе, ресторанов и магазинов. Если же о отдельно взятом армянстве в виде общины Ростова, то она определенно обгоняет все остальные, составляя почти пять процентов населения – сегодня это наибольшая доля армянского этноса во всех российских городах-миллионниках.


-Большинство наших предков приехало на берега Дона  еще в конце восемнадцатого столетия, приезжали из Крыма по приглашению Екатерины второй. Императрица выделила новоселам землю, но не за красивые глаза, а наказав развивать экономику,- просвещал Артур Киракосян, сам родом из Тбилиси, затем ереванец, после чего переехал в Ростов по приглашению давно обосновавшихся здесь родственников.


Вносить заметный вклад в экономику Ростовской области в свои восемьдесят пять мой друг, многолетний директор школы в Абовяне, вряд ли может, он решает другую задачу: продолжить связь поколений и сохранить чувство рода, что, как мы знаем, крепнет в ходе теплых встреч за столом. О застолье чуть позже, а пока  еще немного истории.


Уже в 1779-м году на землях сегодняшнего Ростова-на-Дону вырос целый город, в честь древней армянской провинции названный Нахиджеван (Нахичевань). Город, как водится, обзавелся своими церквами, школами, создал собственный театр, выпускал свои газеты ну, и так далее.


 Интересно и с густо заселенном армянами селе Чалтырь. Отсюда родом Герой Советского Союза Сурен Тащиев — сбил одиннадцать фашистских самолетов. Последний бой герой принял в сентябре 1943-го года в небе над Керченским проливом.


В Ростове же родился знаменитый советский разведчик Геворк Вартанян, тоже Герой Советского Союза. Отсюда же, из Донского края, художник Мартирос Сарьян,  классик армянской литературы Рафаэл Патканян,  Католикос Всех армян Геворга VI Чорекчиянц, академик АН России, гордость ядерной Дубны Юрий Цолакович Оганесян. Мог бы еще, но как бы не впасть в национальное  самохвальство, потому возвращаюсь в Чалтырь.


Откуда взялось это имя, узнать не удалось, но был наслышан о бесконечной череде чалтырских придорожных шашлычных сугубо армянского происхождения. Уговорил друга поехать. Приехали.

Таксист, ростовский кореец-крепыш, объяснял: почти шестьдесят процентов населения Чалтыри ваши земляки, но вот дорогу на Таганрог выпрямили, Чалтырь остался вне зоны притяжения гурманов, объекты быстрой и вкусной еды в основном закрылись, однако…
 Все так. Ничего похожего на шашлычный рай вокруг не наблюдалось.   С трудом, но, все-таки, удалось набрести на армянскую «Медею», где русская женщина Алла обещала накормить как следует. Вышло на славу!

Обратно в Ростов возвращались с другим водителем, Григорием, удином, родом из Азербайджана. Про удинов слышал, но общаться не доводилось, а тут целых сорок пять минут виртуозной езды и разговоров о том, о сем, с филигранным объездом того факта, что в последней войне армяне показали себя не очень.


Размышления о детях разных народах, населяющих не только славный город  Ростов, но и проезжающих мимо Ростова (авиарейсы над областью в связи с проведением СВО приостановлены), дополнил друг Артур.


 Если предельно сжато. В вагоне поезда  Ростов-Минводы, ему выпала верхняя полка. Купе занимали молодые люди в камуфляже.


-Помогли бы, ребята, чемодан забросить,- попросил Артур.


-Стоять, не двигаться! Ты что, отец?! Твое место внизу,- скомандовал парень в тельняшке и мигом взлетел на верхнюю полку. –Устраивайся на моем месте, внизу!
      

Выложенные на стол армянская бастурма, суджух, острый апаранский сыр, а рядом обязательная для РЖД варенная курица в комплекте с котлетами и русской водкой… Жизнь идет своим чередом.
-К войне невозможно привыкнуть, это все вранье,- объяснял проводнику оказавшийся майором ВДВ вежливый молодой человек в тельняшке.

  …То же самое слышал в поезде Москва-Анапа с остановкой в Ростове. Опять было много военных. В вагон-ресторане со стороны гражданских пассажиров к ним особое внимание.