Франсис Вебер: «Какое Счастье Быть Армянином…»
«Я родился в Нейи, отец мой был евреем, мать — армянкой. Два геноцида, две стены плача в крови — все для того, чтобы стать комиком». Так начинается книга воспоминаний «Пусть это останется между нами» (2010г), написанная, пожалуй, одним из самых известных французских кинорежиссеров и сценаристов – ФРАНСИСОМ ВЕБЕРОМ.
Он подарил миллионам зрителям комедийные фильмы, знакомые кинозрителям всего мира. Вот некоторые из них.
«Игрушка», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», «Ягуар», «Ужин с придурком», «Хамелеон» , «Невезучие», «Дублёр», «Зануда »
А также по его сценариям сняты фильмы:
«Жил-был полицейский», «Высокий блондин в чёрном ботинке» , «Великолепный», «Чемодан», «Дипломатический багаж», «Возвращение высокого блондина», «Клетка для чудиков» и т.д.
И это он открыл комедийный талант Пьера Ришара и Жерара Депардье.
Франсис Вебер родился во французском городке Нейи-сюр-Сен 28 июля 1937 года. Его отец, Пьер-Жиль Вебер, еврей по национальности, талантливый писатель, автор романа «Фанфан-Тюльпан».
Мать Франсиса Екатерина Агаджанян, армянка из Армавира, после революции эмигрировала во Францию. Екатерина прекрасно владевшая французским, писала книжки под псевдонимом Жоржетт Поль.
Франсис был крещён при рождении в армянской церкви Парижа и воспитывался мамой в армянском духе. Растили его армянские бабушка и дедушка – родители мамы.
Выучил армянский язык. Всегда помнил о своих корнях и считает себя армянином.
«Quel bonheur d’etre armenien! – Какое счастье быть армянином!», – говорит в интервью Франсис Вебер о себе, указывая, что именно армянское воспитание дало ему весь тот неисчерпаемый талант, сделавший его одним из величайших комедиографов в мире.
Вспоминая о матери и о ее семье, Вебер пишет:
«Она кормила меня борщом и пирожками и была очень суеверна, гадала по картам. Ее родители, мои дедушка и бабушка, почти не говорили по-французски, и я этого стеснялся. И потому учить русский не захотел».
Франсис Вебер – внучатый племянник Тристана Бернара — одного из самых популярных во Франции юмористов, создателем одного из театров в Париже, именем которого, позже названа улица в столице. А его сын Раймон Бернар — режиссер, прославившийся замечательной экранизацией романа Виктора Гюго»Отверженные».
Серж Вебер ( сценарист и кинорежиссёр) — дядя Франсиса.
По материнской линии Вебер является потомком княжеского рода Мамиконянов. На просьбу армянских монархистов быть претендентом на армянский престол, Вебер ответил, что он воздержится в пользу своей племянницы.
Его дядя по материнской линии был зятем основателя французской деликатесной компании «Петросян».
Родители мечтали видеть его хирургом, инженером -нефтяником…, но он, во время службы в армии, стал корреспондентом армейского журнала «Блэд» в Алжире.
Начинал как журналист, а успеха добился как автор сценариев к комедиям Филипа де Брока «Великолепный» и дилогии Ива Робера о «Высоком блондине» в 1972 году, где роль чудака Франсуа Перрена блестяще сыграл Пьер Ришар, сценаристом был Франсис Вебер.
Позже Вебер признался журналистам, что этот образ доброго и смешного Перрена он срисовал с самого себя.
«Это правда. Я ужасно неуклюж. В армии не мог заправлять кровать, за меня это делали другие солдаты, чтобы я не позорил весь взвод».
Все сценарии к своим фильмам он пишет сам, черпая вдохновение из подмечаемых им жизненных ситуаций. Так им и был написан сценарий к фильму «Игрушка». Этот фильм с Пьером Ришаром в главной роли — режиссерский дебют Вебера, который состоялся в 1976-ом году.
В конце 80-х годов Вебер получил приглашение работать в США на студии Уолта Диснея и уехал туда вместе со своей семьей: женой Франсуазой и двумя сыновьями. Сегодня он живет в Лос-Анджелесе.
13 января 2012 года, на церемонии вручения премии Люмьера 2012 года, он получил Почетную премию Люмьера за всю свою карьеру.
Как-то Вебера спросили: не было ли у него желания снять «серьезный фильм»?
С присущим ему юмором режиссер ответил на это так:
«По сравнению с комедиями, где все должно быть отмерено до секунды, в «серьезном» фильме герои могут всю сцену разговаривать, как в жизни: «Холодная погода, не правда ли?» и т. д. В комедии ты должен быть собран и краток, всегда бить в цель и помнить о правде жизни. К тому же никогда не угадаешь, рассмешишь ли публику. Узнаешь об этом лишь на первом просмотре. Вдобавок тебя не хвалят в газетах, не приглашают на фестивали. Тебя не ценят. До тех пор, пока не сыграл в ящик».
«Я могу быть весельчаком. Если приглашают на обед, мне приходится платить за него шутками. Но по натуре я меланхолик. Может быть, потому что моя мама – армянка».
«Зрительский смех – моя единственная награда. Не считая кассовых сборов. Когда фильм выходит в прокат в Париже, я тайком прокрадываюсь в зал в надежде услышать смех публики».