Арам Сатян: «Комитас и Супер Сако – понятия крайне несовместимые. Гораздо тревожнее царящий на ТВ культ вседозволенности ширпотреба»

Бурная реакция общественности по поводу высказываний рэпера Супер Сако о Комитасе и причисление к армянской музыке мугама была вполне ожидаема и резонна.  В Фейсбуке и на других  соцплатформах появились гневные отповеди как в адрес высказываний рэпера, так и Общественного телевидения Армении, допустившего очередную скандальную «опечатку».  С заявлением выступил и Музей-институт Комитаса, подчеркнув, что озвученные рэпером мысли о Вардапете не имеют ничего общего с действительностью.  «Комитас был знатоком и восточной музыки, однако не имел никакого отношения к мугаму, «не подчищал» и не «стирал»», — говорится в заявлении.

На днях свою лепту в критический резонанс внес и певец Авраам Руссо, заявив, что в армянской музыке мугама и подавно не было. Как он считает, некоторые из современных артистов своими мугамными завываниями совсем изуродовали армянскую музыку.

Для окончательного прояснения ситуации «НВ» решило прибегнуть к помощи своих авторитетных экспертов из мира классической музыки. Собеседниками газеты стали — председатель Союза композиторов Армении, заслуженный деятель искусств, композитора Арам САТЯН и  заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии РА, композитор Вардан АДЖЕМЯН.

—  Арам Арамович, насколько серьезно вы восприняли высказывания рэпера Супер Сако?

 — При других обстоятельствах я бы ответил: «Ну, сказал рэпер откровенную несуразицу, вряд ли стоит на это так уж серьезно реагировать. Он сказал столько, сколько знал. Что с него возьмешь? Он же консерваторию не кончал»… Думаю, для многих однозначно то, что Комитас и Супер Сако – понятия крайне далекие и несовместимые. Однако гораздо тревожнее царящий на нашем ТВ культ вседозволенности ширпотреба.

Я понимаю, когда речь идет о таком расхожем понятии, как «кто платит, тот и музыку заказывает». Певцы тратят большие деньги на свою раскрутку, проводят пиар-компании, заказывают интервью – в прессе, на ТВ. Естественно, они рассчитывают на некий возврат своих средств – рост продажи дисков, увеличение числа поклонников и т.д.  Коль услуга оплачена, они вправе прибегать к скандальным заявлениям. Они вправе говорить все, что им вздумается. Но… только не на Общественном телевидении Армении. Вдумайтесь только в название!

Между тем и именно на этом канале, который я бы назвал «лицом культуры нации» лишь иногда можно услышать профессиональную армянскую музыку. Ту самую, которую транслируют в России и США, Франции и везде. Я уже не говорю о произведениях молодых авторов, среди которых есть немало талантов высокой пробы. Как им дальше творить, если они не слышат своих работ, не чувствуют отклика слушателей. Как им быть, если они не из класса попсы, не из разряда «Супер-Пупер». Вот их надо спрашивать о Комитасе, Хачатуряне,  Бабаджаняне…

На ваш взгляд, какими действиями можно добиться того, чтобы, как вы выразились, «лицо культуры нации» выглядело достойно и со значением? Хотя бы по части музыки

— Об этом можно долго говорить, но начать надо с восстановления института музыкальных редакторов. В 90-е годы мне довелось возглавлять не только дирекцию музыкальных коллективов Гостелерадио Армении, но и главную музыкальную редакцию. Так вот, в редакции работало около 30 человек – высокообразованных, знающих толк в музыке.  Тогда трудно было бы представить, что может произойти нечто подобное. Разве ж они допустили бы шабаш рабисного мугама, который ныне царит на многих каналах. И дело тут не в привычных отговорках типа  «представления в эфире мнения разных людей».  Дело тут в образовании и культуре…

Свое веское мнение также высказал и композитор Вардан Аджемян.

Вардан Александрович, повашему, так ли необходим институт музыкальных редакторов? Ведь после приснопамятных советских времен само слово «редактор» многими воспринималось как цензор, главный запретитель.

— В упомянутое вами советское время музыкальным песенным искусство занимались исключительно профессионалы. Я хотел бы «напомнить»  фамилии тех композиторов, которые творили тогда – Артемий Айвазян, Арно Бабаджанян, Константин Орбелян, извините за нескромность, Александр Аджемян… И этот список можно бесконечно продолжать. Не случайно этот период называли золотым веком в нашем искусстве. При этом все композиторы проходили через институт музыкальной редактуры,  главная функция которого состояла в поддержании высокой профессиональной планки в искусстве.

Сегодня же все перевернулось с ног на голову. Люди, которые и нот не знают, горделиво заявляют в эфире о своем композиторском статусе. О Комитасе рассуждают не серьезные музыковеды или композиторы, а несведущие в этой теме личности…  Музыка, которая буквально заполонила радио и телевидение, зачастую безграмотна и сюиминутна. Все те мугамные завывания, я бы сказал, позорные «клклоцы» перекочевывают из ресторанов и улиц в телеэфир. Но это же недопустимо! Ведь по идее должен происходить обратный процесс – высококачественная музыка, которая звучит на телевидении подневольно должна влиять на репертуар ресторанных исполнений, поднимать их уровень.

Вардан Александрович, известно, что в свое время вы были причастны к другой «запретительной» организациивходили в состав  Художественного совета Гостелерадио Армении. Что вы скажете об этом?

— Однозначно скажу, что горжусь своей причастностью на протяжении более десятка лет к формированию музыкальной политики страны. Ведь будучи в начале 80-х молодым человеком, мне довелось находиться рядом с профессионалами своего дела. Мы совместно принимали решение о допуске того или иного  произведения к массовому зрителю, исходя исключительно из высоких профессиональных критериев. И ни одна работы не проходила в эфир, если вдруг обнаруживался какой — либо недостаток, вплоть даже до неправильного музыкального акцента в слове. А уж о наличии турецких речетативов и прочих «клклоцов» и говорить не приходилось. Это напрочь отвергалось!

Так что серьезно воспринимать утверждение о том, что мугамжанр армянской музыки и подавно не стоит?

— Это просто позор, который в наши дни стал нормальным процессом.  Я просто удивляюсь, почему на подобные публичные высказывания и утверждения о нашем Вардапете не реагирует, например, наша консерватория, которая носит имя Комитаса?   Или же, в данном случае, действует принцип, раз говорит наш « кум-сват-знакомый», так и пусть несет все, что ему вздумается?

В качестве же реального противовеса царящей в обществе тотальной необразованности могу предложить давным-давно испытанное средство. Следует предпринять реальные – на государственном уровне! — шаги к тому, чтобы следующее поколение, начиная с детсадовского возраста, было приобщено к хорошей музыке, слушало те песни, истоки которых идут из исконно армянской музыки. Немаловажна в этом роль Общественного телевидения Армении, которая могла бы предложить цикл передач, посвященных пропаганде классической музыке и деятельности наших композиторов. Да мало ли…

Беседовал Валерий ГАСПАРЯН

Вместо постскриптума.

«НВ» предлагает читателям высказать свое мнение по этой резонансной теме…