А не запихать ли все творческие союзы в кластер ?..

Карающий меч революции настиг писателей и художников

Культурное пространство и его обитатели сильно обеспокоены: прокуратура желает национализировать принадлежащие союзам писателей и художников здание, объясняя свою инициативу тем, что приватизация проводилась с нарушением закона. Пока на кону эти союзы, потом в очереди, очевидно, остальные, по крайней мере по логике развития увлекательного сюжета.

Председателя Союза писателей Эдуарда Милитоняна и председателя Союза художников Сурена Сафаряна озадачила концепция прокуратуры: что означает вернуть государству здания и национализировать их? «Писатели и художники – часть народа, стало быть, часть государства, – говорит Милитонян. – Здания в 50-х годах были специально спроектированы и построены именно для творческих нужд и являются с тех пор культурными очагами для всего армянского народа, в т.ч. диаспоры». Приватизация недвижимости, утверждает прокуратура, прошла лет 20 и более назад и была проведена тогдашними компетентными структурами. «Только сейчас заметили?» – задается риторическим вопросом Милитонян. Он же говорит, что каких-либо обсуждений этой темы не проводилось. Таким образом, решение прокуратуры как снег на голову среди жаркого лета. Впрочем, первые досужие разговоры, что здания союзов наверняка отберут, шли давно, еще в самом начале демократических перемен. Публика в полном недоумении и задается вопросом, с чего это вдруг решили экспроприировать собственность творческих союзов, неужели все в нашей стране в полном ажуре и что осталось только исправить «ошибки», связанные с приватизацией творческих зданий. То есть отберут здания и все будет розово-пушистым. Между тем все прошедшие со дня приватизации годы союзы занимались самообслуживанием – ремонтом зданий, в том числе и домов творчества без какого-либо вмешательства государства.

Инициатива Генпрокуратуры во главе с Анной Вардапетян выставить за дверь творческих людей, называя это государственным интересом, не выдерживает критики. Здания союзов не пустующие промышленные корпуса, каковых немало в Ереване и в регионах. Это активные и самодостаточные очаги культуры. В Союзе художников проходят многочисленные выставки, уроки мастерства, встречи с мэтрами, в Союзе писателей обсуждаются новые книги, проходят творческие вечера, встречи, много чего. В домах же творчества на льготных условиях отдыхают и творят писатели и художники (Севан, Цахкадзор). Это плохо?

Так вот, недоумевают руководители союзов, люди, и не только творческие, прокуратуре действительно нечем заняться, как грабить союзы? Сперва писателей и художников, а потом других. Допустим в самом деле приватизация проводилась с нарушением отдельных букв закона, так накажите конкретных недобросовестных нарушителей, если они здравствуют, но зачем наказывать художников, которые от государства ничего не имеют: ни приобретений, ни заказов, ни договоров. Почти тоже можно сказать и о других людях культуры.

Поскольку выше был упомянут Дом творчества писателей в Цахкадзоре, так сильно заинтересовавший Генпрокуратуру, зададим конкретный вопрос: занималась ли Генпрокуратура и лично генпрокурор строительством гигантских зданий, возводимых в маленьком курортном городке вопреки логике и генплану, а также сотнями уничтоженных деревьев, разоренной землей и т.д. Едва не все цахкадзорские, пока уцелевшие, леса выставлены на продажу или имеют своих хозяев. А огромные якобы законные «объекты» в Разданском ущелье Еревана? Здесь все чисто с законностью или как? Может, эти объекты вне сферы интересов Генпрокуратуры, не то что беззащитные творческие союзы и робкие деятели культуры.

Почему прокуратура так невзлюбила союзы – вопрос открытый. Анна Вардапетян – 38 лет отроду – хоть и занимала кабинетные должности в правовой системе, но не работала в системе прокуратуры. Она выдвиженец, креатура варчапета, чьим помощником была до того. Карьерный рост, усыпанный розами… Теперь вот взялась за преследование творческих союзов – то ли по инерции, то ли по наводке всемогущего шефа.

Если победу одержит Генпрокуратура, куда денутся союзы? Может, их скопом решено запихнуть в культурный кластер мифического Академгородка – подальше от глаз. Недвижимость, очевидно, будет продана, как и здания вузов и научных заведений, как заявил варчапет, каким-либо банкам, всяким там евросоюзам, нато-шмато и прочим подозрительным организациям и личностям. Тогда будет у армянской власти радость, покой и счастье ведь чем меньше в городе студенчества, научных и творческих людей, тем лучше. Глядишь, и образуются деньги для Академгородка, ведь творческие союзы советская власть построила в самых лучших и привлекательных местах столицы, и все с залами – концертными, выставочными. Дорогие объекты. Кстати, вопрос: а где будут выставляться художники – в кластере, что ли? Упомянув о кластере, как в очередной раз не вспомнить МОНКС и его гендерного руководителя Жанну Андреасян, которая в начале своей плодотворной деятельности посетила творческие союзы, общалась с людьми, о существовании которых ранее и не догадывалась, давала какие-то обещания. Позиция МОНКС в связи с союзами пока неизвестна, этакое молчание ягнят. Молчаливое согласие подневольного госоргана с Генпрокуратурой.

Представим фантастическую картину: союзы наотрез чисто демократически отказываются отдавать свою недвижимость в чужие руки. Что тогда? Судебные исполнители, наряды полиции, красные береты, устрашающая техника… Карающий меч бархатной революции разнообразен – выбор большой. Пока союзы писателей и художников вроде бы скооперировались для оборонительных действий. В рамках армянской юриспруденции, и опять же закона, намерены подать в суд. Пока суд да дело, Союз писателей провел расширенное заседание правления. «Мы намерены провести конференцию и обсудить действия Генпрокуратуры, – заявил Эдуард Милитонян, – будем защищать свои права и свою собственность. Я уверен, что общественность нас поддержит». Этим же путем идет Союз художников. Что касается Палаты архитекторов и Союза композиторов и музыковедов, они пока в режиме stand up. Кстати, у архитекторов своего дома творчества нет, а Дом кинематографистов в Дилижане предыдущий председатель СК Рубен Геворкянц продал Министерству обороны. Так что остальные союзы пакета документов от Генпрокуратуры пока не получили. Вполне возможно, что СП и СХ лишь пробные шары на предмет прощупывания властью общественного мнения. Если бы так.

Вообще-то лучше всего Генпрокуратуре оставить эту идею национализации и в интересах государства заняться достойными и полезными делами.

Карэн МИКАЭЛЯН