“Всякий христианский народ и есть поместная Церковь…”

Архив 201129/01/2011

В октябре прошлого года “НВ” опубликовала беседу корреспондента Елены Шуваевой-Петросян со священником ереванского Свято-Покровского храма отцом Арсением Григорянцем (на снимке). Разговор шел о православии, об Армянской и Русской церквах и т.д. На днях в интернете появилась реакция на нее, довольно рассерженная. Блоггер, некий Григорян из Днепропетровска, по косточкам разобрал диалог и откомментировал наиболее уязвимые, по его мнению, места. Григорян хоть и ерничает, однако в чем-то может и прав. Впрочем, на комментарий просятся слова и самого блоггера. Полагаем, так оно и будет: тема духовности, веры находит самый живой отклик читательской аудитории. Время такое, тяжело без веры… (Жирным шрифтом выделены места из интервью с отцом Арсением Григорянцем)

“Здесь есть очень важный момент: христианство наднационально. По слову Апостола, во Христе нет ни иудея, ни эллина”.
У нормального человека тогда возникает вопрос — а почему тогда идешь в русскую церковь, если христианство наднационально? Что тогда вообще делает русский приход в Армении? Разве армяне не пускают русских в армянские церкви?
“…тем не менее существуют поместные церкви”.
Правильно. Бог устроил Свою Церковь Соборной, основанной на поместном принципе. И в Армении от самих апостолов есть поместная Церковь Армении. И почему же ты тогда идешь в иную Церковь?
“В армянском сознании национальная и церковная самоидентификация почти тождественны”.
Похоже, что отец Арсений не обременен армянской самоидентификацией. У него самоидентификация русская. Если он этим хочет сказать, что русское национальное сознание не почти тождественно с русско-церковным, то он определенно лукавит.
“Другими словами, быть армянином и быть членом Армянской Апостольской Церкви почти одно и тоже для армянского менталитета”.
Что отец Арсений этим хочет сказать? Что у армян в менталитете должно быть стремление быть членами Русской Церкви? Да и говорит он об армянах как-то отвлеченно, мол, они вот такие-сякие. Если он сам не армянин, то почему сразу читателей не предупреждает об этом? Сказал бы, что он русский, просто с фамилией не повезло. Мы бы все поняли. А то ведь сторонние люди читают и голову ломают, мол, чего это этот армянин голову морочит, типа говорит, что он армянин, а сам говорит об армянах как о чем-то, что к нему не относится?
“Русская церковь воспринимается армянами как церковь русских”.
А русскими как Армянская Церковь воспринимается? А своя Русская Церковь как русскими воспринимается? Не как церковь русских?
“Ярким примером этого подхода на государственном уровне является Управление по делам национальных меньшинств и религии в аппарате правительства РА. Два совершенно разных вопроса рассматриваются одной структурой, следовательно, считаются очень близкими. Это национальная особенность Армении”.
Эти два вопроса всегда и везде считались очень близкими, а порой и тождественными. Это древняя мировая практика. Так было в том числе и в Российской империи, где даже были суровые законы, карающие за национально-религиозное смешение. Отец Арсений хочет внушить читателю мысль, что ААЦ (в отличие от РПЦ) замкнута на армянах, никого, кроме армян, не принимает, а потому является не Церковью Христовой, где нет в принципе отличия по национальности пред Богом, а неким националистическим сообществом, в котором нет места инородцам. Но именно это и есть неправда отца Арсения.
“Только у армян есть понятие “ай кристонья”, то есть армянский христианин”.
Как для человека, живущего в Армении, ему все же не мешало бы знать армянский язык. “Ай кристонья” — это не “армянский христианин”, а армянин-христианин. Это способ самоидентификации армянского народа, живущего в среде иноверцев, сначала зороастрийцев, а потом и мусульман. Это по аналогии с тем, как русские называют себя православными, как национальную идентификацию. И если русский, живущий в Казани, говорит, что он русский православный, то он этим не хочет сказать, что есть некое национально замкнутое русское православие. Вот только если русские используют узкоконфессиональное обозначение “православных”, то армяне именуются внеконфессионально, просто как христиане. Собственно это традиционно для армян — быть над всякой конфессиональной возней, но быть прежде всего христианами.
“Вселенское Православие не знает подобного понятия. Есть поместные церкви, которые имеют свои национальные особенности, но все они исповедуют наднациональность христианства”.
Если отбросить высокопарные и пустые слова о “Вселенском Православии”, а говорить о реалиях, т.е. о конфессии Греко-православных поместных церквей, к которой относится РПЦ, то там есть такие понятия, что ни на какие уши не натянешь. Каждая поместная Православная Церковь византийской традиции глубоко национальна. Собственно, как раз по причине национализма и образовались эти поместные церкви. Ведь изначально греки из имперских соображений создавали единую наднациональную Византийскую Церковь, а все остальные, за пределами Византии, были ее митрополиями. Но с ростом национального самосознания и с крахом империи все откололись от Константинополя и создали национальные церкви.
Все восточно-православные народы, как-то: болгары, румыны и другие состоят в своих национальных церквах, и национализма там куда больше, чем в ААЦ. Что такое Румынская Церковь, как не национальная Церковь румын? Что такое Грузинская Церковь, как не национальная Церковь грузин? Может быть, Грузинская Церковь — это Церковь англичан и русских? А чего стоит филаретовский раскол в Украине? Чем, как не национализмом, это объясняется? А когда-то и сами русские откололись от греков, чтобы иметь свою национальную Церковь. Это уже потом русское царство разрослось в империю и РПЦ стала многонациональной. Но изначально так не было. В РПЦ создается иллюзия вненациональности, т.к. это Церковь многонациональной страны. А на самом деле это Церковь конкретных народов, живущих в России.
“У армян это вызывает недопонимание. Человек, воспитанный в армянской традиции, размышляет так: почему армянин в русской церкви? В русской церкви должны быть русские”.
Это не так. Мы все понимаем. У армян может вызвать недоумение только то, что некоторые “армяне” презирают Армянскую Церковь и клевещут на нее. Но армяне вполне спокойно становятся членами Русской или иной Церкви, если живут вне Армении и нет в их городе армянского прихода.  
“Мне это видится несколько иначе: я не в церкви русских, хотя и являюсь священником Русской Православной Церкви, а в одной из 16 поместных церквей Вселенского Православия, куда входят и русская, и грузинская, и греческая, и сербская, и американская, и японская Православная Церковь… Армянская церковь — это церковь армян”.
Отец Арсений вводит в заблуждение. Совершенно очевидно, что он именно в церкви русских. И Русскую Церковь не делает нерусской то, что она состоит в неформальном сообществе других национальных “византийских” церквей. Как раз ограничение этой группой бывших византийских филиалов свидетельствует об ограниченности этой конфессии. В противоположность всему этому Армянская Церковь, будучи поместной Церковью Армении, считает себя неотделимой частью всей Вселенской Церкви.
В ААЦ могут быть верующие любой национальности, живущие в Армении, те же русские, коих там много. Я лично знаю множество русских семей, членов ААЦ. Они там хотя бы потому, что живут по всей Армении, а церковь действует только в Ереване. Куда же этим людям податься, как не в ААЦ? А почему в нашем днепропетровском приходе есть русские, украинцы и евреи (да и мало ли еще кто, ведь мы не проверяем)? Да, есть у нас в диаспоре национально приторможенные попы, что могут ляпнуть зашедшему инородцу, что ААЦ для армян. А как без таковых? Такие есть везде и были всегда. Разве в РПЦ нет попов, что болеют на всю голову национализмом, вплоть до черносотенства? Да полно. Но мы же не говорим, что это и есть суть Русской Церкви. Нужно ведь уметь отличить мнение невежды от доктрины Церкви.
А вот доктрина ААЦ глубоко наднациональна. Это негласная доктрина, и состоит она в том, что всякий христианский народ и есть поместная Церковь. Эти народы не должны давить друг на друга, прикрываясь словами о единстве. Единство должно быть в духе. ААЦ никогда сама так не поступала и не позволяла поступать с собой. Это всегда не нравилось “великим”. И если бы все поместные Церкви Вселенной последовали примеру ААЦ, то сегодня в мире не было бы ни единого раскола и ни одной конфессии, но во всем была бы Единая Соборная Церковь, составленная из братских автокефальных поместных церквей.