Феномен Еревана

Лица05/10/2017

 На днях весь армянский мир отметит 2799-ую годовщину основания своей столицы. С учетом грядущего юбилея – 2800-летия, праздник, как заявляет мэрия, пройдет относительно скромно. Как всегда, “эпицентром” торжеств будет площадь Республики.


Площадь молода, она появилась лишь в середине XIX века, когда Эривань была причислена к “штату губернских городов”. В 1856-м был начертан план города, на котором и была отмечена “центральная” площадь. В 1913 году городской техник Я.Меграбян составил подробный план Эривани, который и стал базовым для Александра ТАМАНЯНА и его первого Генплана армянской столицы. И, конечно, его главным акцентом стала эта площадь, которая как в зеркале отразила рождение новой армянской архитектуры. Площадь застраивалась не сразу, процесс ее преображения пришелся на 40-60-ые годы. После сооружения башни Национальной галереи она стала такой, какой она есть сегодня, если забыть о демонтированном памятнике вождю.

Одним из тех, кто превратил маленькую Эривань в губернский город, был Василий МИРЗОЕВ, гражданский инженер, т.е. архитектор. Важнейшим деянием Мирзоева была городская конка и эриванский водопровод. До этих знаковых событий жители не имели общественного транспорта, а также страдали от ежегодных вспышек холеры и других заболеваний. Мирзоева по праву можно считать “крестным отцом” качественной ереванской воды и водопровода. А также городской конки, линия которой тянулась по главной городской улице Астафьевской, пересекала всю центральную часть Эривани и долгие годы была главным “нервом” городской жизни.
Предлагаем отрывки из очерка о Василии МИРЗОЕВЕ, а также из воспоминаний Марка ГРИГОРЯНА, главного архитектора Еревана в 1937-1957 гг. Мы многим обязаны этим замечательным людям.

 

Водопровод
от гражданского
инженера. И конка

Строительство водопровода — славнейшая страница в истории армянской столицы. Конкретно вопрос водопровода стал ребром в первые годы XX века. Как до того удавалось без него обходиться, трудно даже представить. При том что недалеко от города было множество отличных родников. Остановились на Крхбулахском. Отправили воду в Вену на анализ. Там ее признали едва ли не идентичной венской, которую считали тогда эталоном. Не оттуда ли легенда о ереванской воде — лучшей в мире?
В 1903 Василий Мирзоев составил проект Эриванского водопровода. Был он тогда губернским архитектором. Проект в Петербурге утвердили только через три года. Строительство удалось начать в 1910-м — помешало отсутствие средств. Мирзоев проявил недюжинный организационный талант и основал товарищество “Эриванский водопровод”, членами которого стала дюжина наиболее богатых горожан. 1 августа 1911 года он пишет: “К концу августа будет закончена вся городская сеть, все поражаются успехом работ”. 15 августа где-то рядом с нынешней гостиницей “Армения” забил мощный фонтан чистейшей воды, подивиться на который сбежалось чуть ли не все население города. Народ ликовал. Через несколько лет к водопроводу подключились и ближайшие села…
Обязательным условием для получения разрешения на строительство водопровода Городская Дума выставила и сооружение конки. Как думцам удалось загнать в одну упряжку конку и водопровод, трудно сказать, но Василий Мирзоев условие принял. Спроектировал и построил. Меньше чем за два года. В сентябре 1906 года эриванская конка начала функционировать. Всего четыре версты: одна линия — от вокзала до рынка ”Хантар”, другая — вверх по улице Астафьевской (Абовяна). Конка просуществовала по август 1918 года. Разрешила ли она эриванскую транспортную проблему в целом, неизвестно, но ноу-хау Мирзоева целую дюжину лет украшало маленький город к большому удовольствию и пассажиров, и “водил”, и мальчишек, цепляющихся за последний вагон. В 1914-м на конке от вокзала возили в больницу раненых.
Талантливый инженер-интеллектуал, по свидетельству современников, не был казенным чиновником-канцеляристом. Деятельный, энергичный, он вечно носился по многочисленным стройкам. Как настоящий профессионал, к тому же и подлинный патриот, приехавший на историческую родину с определенно некоей миссией, Василий Мирзоев себя не щадил и тщательно контролировал строительные работы, особенно те, что осуществлялись по его проектам. В Армении им были построены десятки сельских школ и различных казенных зданий, проложены и реконструированы многие километры шоссейных дорог с сотнями мостов, мостовых переходов — металлических и деревянных, а также других сооружений. В 1900 году к приезду персидского шаха Мирзоеву поручили отремонтировать всю дорогу, оборудовать и подготовить дома для отдыха. Судя по тому, что он был награжден шахским орденом “Льва и Солнца”, Мирзоев блестяще справился с заданием. Орден — реликвия семьи.

В Эривани Мирзоев построил очень много общественных и жилых зданий, исключительно обогатив облик города. Вдохновению архитектора принадлежат такие замечательные сооружения, как учительская семинария — старый корпус университета, Казначейство — Минсельхоз на площади Сахарова, Губернское управление — “спюрки комите”, банк — корпус 2-й больницы, Городская дума — Спандарянский райком. Великолепные здания, достойные любого европейского города. В них он старался сочетать элементы классической архитектуры с армянской зодческой традицией. Увы, советско-армянская архитектурная мысль их не оценила по достоинству. Какие только слова к ним не лепили. И “провинциальная классика”, и “эклектика”, и “казенщина” — очень тенденциозно, одним словом. То же и в отношении жилых домов ереванской элиты рубежа XIX-XX веков.
Одно из лучших его жилых зданий было построено для промышленника Тер-Аветикянца (за бывшим кинотеатром “Ереван”). Городской диковинкой стал особняк директора мужской гимназии Бражникова. Заказав Мирзоеву проект, он поставил условие — ни одного прямого угла в доме. Архитектор извелся, но просьбу заказчика выполнил. Здесь нет ни одного прямого угла… В этом доме с ротондой в самом начале улицы Абовяна за музеем Народного искусства сегодня квартирует Географическое общество Армении.
К сожалению, немногие из зданий, спроектированных и построенных Василием Мирзоевым, даже из тех, что уцелели в период социалистического или демократического строительства, сохранили изначальный образ. Старый корпус университета, например, надстроили. Здание казначейства, позже Спандарянский райсовет на пл.Шаумяна, вначале надстроили, а в 90-х в угоду Генплана снесли под корень. Губернское управление, где много лет обитал “спюрки комите” (ул.Анрапетутян), безобразно надстроили лет 10 назад. Мужская гимназия (Музейный комплекс на пл.Республики) также подверглась варварским изменениям. Сохранился только главный фасад — вход в Малый зал филармонии. В других зданиях Мирзоева прорубали или закладывали окна и двери, короче говоря, их новые владельцы оказались хозяевами никудышными.
В целом вклад Василия Мирзоева в ереванскую застройку очень значителен. Он построил в центральной части Еревана ряд общественных зданий, а также частных домов. Это дома братьев Карапета и Рубена Африкянов, бр.Егиазарянов, особняки Ханзадяна, Худабашяна, Бражникова и других. Все здания, спроектированные Мирзоевым, имеют красивые фасады и органично сочетают некоторые принципы классической архитектуры. Особенно сильно эти принципы проявились в зрелые годы творчества. Очень важно, что здания Мирзоева не страдали вычурностью и излишествами, хотя богатые заказчики требовали именно этого — “сделайте мне красиво”. Мирзоев умел находить язык с заказчиками, умел их убеждать. Его архитектура была для провинциального города своеобразным “ноу-хау”, его зданиями горожане гордились, они были вполне “столичными” и выделялись в окружающем их пространстве.
В 1917 году Василий Мирзоев вновь был приглашен на госслужбу и заведовал почтой, телеграфом, телефоном, железной дорогой и даже стал начальником армянской железной дороги и инспектором Главного инженерного управления. Дел, усугубленных разрухой и голодом, у него было невпроворот, но он справлялся. После установления советской власти его назначили главным инженером Коммунхоза столичного исполкома. Скоро он организовал Армянское техническое общество, объединив всех технарей тогдашнего времени. Последние два года жизни Василия Мирзоева были связаны с НКВД по той прозаической причине, что все технические объекты и их строительство контролировало это ведомство. Знания и опыт Мирзоева оно оценило, назначив главным инженером НКВД. Как бы сложилась его судьба в дальнейшем, никто не скажет… Он умер весной 1925 года в своем доме, собственноручно спроектированном и построенном. К сожалению, дом не сохранился. По иронии судьбы, его снесли, чтобы построить жилой дом КГБ.
Сегодня имя замечательного архитектора, строителя, инженера Василия Мирзоева знает, кроме родственников, только узкий круг специалистов. Неблагодарные потомки не сообразили даже назвать его именем одну из ереванских улиц… А сколько всякой публики увековечено — не счесть.

Главная площадь: от Наркомзема до…

Из воспоминаний Марка Григоряна

…Таманян внимательно изучил опорный план города, составленный городским техником Б.Я.Меграбяном в 1913 году. Место будущей площади он нашел в пространстве кварталов, образуемых направлениями центральных взаимопересекающихся улиц. Несомненно, на решение композиции площади влияло месторасположение некоторых существующих в то время объектов, таких, как городской бульвар, здание гимназии (впоследствии Дом культуры и Тангаран); направления улиц Астафьевской (Абовяна), Назаровской (Амиряна), Тер-Гукасовской (Налбандяна) и других.
Таманян удачно скомпоновал площадь, органически связав ее рисунок с сеткой улиц настолько согласованно, будто вливающиеся в нее улицы были задуманы вместе с решением формы площади центрального района города.
Создавая композицию центра, автор органически связал с площадью старый городской бульвар. По его южную сторону уже существовала соборная площадь, названная впоследствии именем Степана Шаумяна. К югу от этой площади предполагался бульвар, на пересечении которого с улицей Красноармейской (Кармир Банаки) также должна была быть площадь. Эта цепь площадей и бульваров, доходящая до площади перед мостом “Победы”, создает стержень, на котором основывается развитие планировки центральной части города.
При разработке вопросов планировки и застройки площади Ленина, которую Таманян продолжал почти до конца своей жизни, он несколько раз возвращался к вопросу: сохранить ли Дом культуры (капитальное здание бывшей мужской гимназии) или снести его для продолжения так называемого Главного бульвара? Об этом могут свидетельствовать оставшиеся варианты решения площади. В результате продолжительного обдумывания Таманян нашел необходимым снести Дом культуры и связать площадь с бульваром. Но и это решение имело два подварианта — с главным зданием площади, расположенным на том месте, где теперь бассейн, или же без него. Во втором случае доминирующее значение придавалось Дому правительства. Первый вариант долго имел силу: в трапециевидной части предполагалось строительство здания ЦИК Армении.
…Начало строительства площади фактически относится к 1926 г., когда было заложено здание Наркомзема по улице Налбандяна. Никто в то время не предполагал, что этим кладется основа застройки площади Ленина. Перед тем были снесены ряды одноэтажных торговых помещений и стало возводиться первое административное здание в Советской Армении. Первоначально оно было двухэтажным, впоследствии, в 1936-1938 гг., его надстроили. Здание Наркомзема с надстройкой в 1939 г. явилось уже крылом Дома правительства по улице Налбандяна. Именно это здание в стилевом отношении предопределило архитектуру площади Ленина, использовавшей национальные формы в современной композиции. Оно сразу же привлекло своим национальным стилем и выдержанностью архитектуры. Это был пример, который в той или иной степени творчески использовался многими современными архитекторами Армении.
Другим зданием, построенным еще до расчистки старых кварталов, был новый Дом связи. Он находился среди небольших жилых объектов, перед которыми располагалось двухэтажное здание бывшей царской почты, используемое до 1949 г. Снос домов начался в 1935 г. в связи с началом строительства Дома правительства и крайней необходимостью иметь в центре городскую площадь. Тогда же были снесены жилые и другие дома двух кварталов, находящихся между улицами Абовяна, Налбандяна, Свердлова, Амиряна и городским бульваром.
Впервые массовые сносы стали производиться в самом центре города, изумляя население. Под снос попали здание военной комендатуры, подземная баня (бывшая Егиазарова), кинотеатр под названием “Пролетар” — одноэтажное здание, возведенное из обожженного кирпича, двухэтажный дом пионеров на углу улиц Абовяна и Амиряна, детский сад “Аджомангапартез”. Кроме того, был ликвидирован ряд одноэтажных магазинов, ресторанов, в том числе популярный летний ресторан “Пти-Шан”, кофейни, молочные и пр. Семьям, дома которых сносились, предоставлялись квартиры в наскоро выстроенных жилых домах в районе Шилачи, близ железнодорожного моста через проспект Октемберяна. Эти двухэтажные дома из сырцевого кирпича теперь заменены капитальными пятиэтажными домами, выстроенными в 1962-1963 гг.
Сегодня трудно представить, что перед зданием Тангарана, там, где теперь бассейн, ближе к улице Абовяна, находился летний ресторан. Ресторан времен нэпа стоял на бойком месте, был достаточно благоустроен, он посещался интеллигенцией. В прохладные вечера тут можно было видеть оживленные компании.
Наступившая через пять лет реконструкция резко изменила вид места, а еще через 10 лет здесь построили большой бассейн. По другую сторону его прямо против башни с часами Дома правительства до реконструкции стояло здание бани Егиазарова. Это была восточная баня с большим круглым бассейном, отдельными номерами, имеющими купольные перекрытия. Рассказывают, в старину ереванцы, особенно женщины из состоятельных семей, посещали бани с детьми, там ели, беседовали и, вдоволь намывшись, отдохнув, на фаэтонах уезжали домой.
Резко преобразилась и южная сторона площади. Там, где ныне стоит памятник Ленину, раньше находилась военная комендатура. Это было небольшое двухэтажное здание с башенкой для часов и флагштоком над ней. На стрелки часов часто садились вороны, которые жили стаями на высоких тополях бульвара (ныне не существующих).
Жилые дома старого Еревана даже в его центре были одноэтажные, бельэтажные; двухэтажными домами в основном являлись школы, гимназия, гостиница “Франция”, кинотеатр “Наири” и др. В многочисленных малоудобных домах с тесными дворами селилась городская беднота. Лишь в бельэтажных, иногда в двухэтажных особняках жили состоятельные граждане — купцы, чиновники и др. Сводчатые подвалы этих домов служили кладовыми, где хранились зимой фрукты, виноград, в карасах — вино, кавурма и другое. Сообщение с подвалом большей частью бывало наружное, под открытой верандой. Клозет находился обычно в конце веранды. Большинство домов центра города было сложено из бутового камня на глинно-саманном растворе. Редко кладка осуществлялась из штучного камня, такая кладка имелась только на казенных зданиях.
Первая очередь сноса домов в центре старого Еревана унесла в прошлое облик губернского города. Именно с этого началось качественное изменение центра, создание величественной площади Ленина и нового Еревана. В 1936 году осенью пространство на месте двух бывших кварталов уже заасфальтировали и возникла почти прямоугольная площадь, которая окружалась боковыми фасадами Дома культуры, старым и новым зданием почты, строящимся Домом правительства, рядами магазинов по ул.Абовяна, Домом профсоюзов (2-этажное кирпичное здание) и др.
В 1935 г. за старой почтой (небольшим двухэтажным зданием, облицованном темно-серым туфом чистой тески) строился Дом связи — унылое, невыразительное здание конструктивистской архитектуры. Оно долго не удовлетворяло взыскательных ереванцев. Очень переживал эту неудачу автор планировки площади.
Несомненно, Дом связи для растущего Еревана был необходим и идти против принятого проекта было невозможно, так как Наркомат связи требовал претворения в жизнь только своего проекта. Навязанные условия, невыгодные для архитектуры площади, очень волновали мастера. В дальнейшем архитектуру Дома связи пытались улучшить, но попытки не привели к желаемым результатам. Только впоследствии (1956 г.) по нашему новому совместно с архитектором Э.Сарапяном проекту эти элементы были устранены вместе со всей фасадной стеной, обращенной на площадь Ленина.

…Неудача с архитектурой Дома связи и в целом незавершенное состояние архитектуры центра города все больше волновали общественность столицы. Некоторым людям это казалось результатом недостатков Генплана площади и строительства. Стали возникать различные нежелательные предложения об изменении планировки и застройки площади. Городские организации не могли не реагировать на мнение общественности, в связи с этим (уже после смерти А.И.Таманяна) в 1936 году Исполкомом Ергорсовета был объявлен конкурс на проект планировки и застройки площади Ленина. Проведение конкурса возлагалось на Н.Буниатяна.
Конкурс не дал приемлемых предложений: из трех или четырех представленных проектов премию не присудили ни одному из авторов. Отмечены были лишь рекомендации на приобретение Исполкомом городского совета проектов архитекторов Р.Исраеляна и Г.Исабекяна. Ненужные толки о будущем площади прекратились.
Тем временем успешно шло строительство Дома правительства на участке, где здание обращено своим главным фасадом на овальную часть площади и далее по проспекту Октемберяна до угла улицы Мелик-Адамяна. Дом Наркомзема, завершенный в 1929 году, по мысли автора, должен был явиться после надстройки лишь крылом Дома Совнаркома.
Главной задачей Таманяна было сооружение основного корпуса здания, обращенного на овальную часть площади с новым крылом по проспекту Октемберяна. В дальнейшем весь квартал предполагалось замкнуть застройкой Дома правительства. Но осуществлению этого замысла мешали серьезные препятствия.
Совнарком республики до 1932 года находился в здании бывшего губернского правления, на углу ул.Алавердяна и проспекта Октемберяна, напротив Дома правительства. В 1932 году оно уже не отвечало возросшим требованиям работы Совнаркома. Совнарком перешел в новое здание (предварительно надстроенное и отремонтированное Н.Буниатяном) по улице Спандаряна, на углу нынешней улицы Тер-Габриеляна. Но вскоре и это здание стало тесным. Возникла необходимость по соседству построить новый дом как продолжение существующего, до угла улицы Сундукяна (ныне проспект Ленина) и далее продолжать крыло по этой улице.
Такое положение ставило под угрозу не только сооружение Дома правительства, но и создание всей площади. Как-то однажды Таманян высказал мысль о нежелательных последствиях, к которым может привести строительство Дома правительства по ул.Спандаряна, а именно: нарушению идеи единого ансамбля центральной площади города. Однако строительство это велось, и казалось, ничто не могло приостановить его. Для постройки потребовалось снести несколько жилых домов, сараев, а также здание больницы для душевнобольных. Возведение дома было широко развернуто, а кладка стен достигла уровня пола второго этажа, когда (спустя год) поступило распоряжение приостановить строительство. Идея Таманяна о сооружении Дома правительства на площади Ленина одержала победу.
В этом исключительно важном деле осуществления задуманной архитектуры города и его центра Таманян нашел поддержку секретаря ЦК КП Армении А.Ханджяна. Особенным сторонником архитектурных замыслов Таманяна был заместитель председателя Совнаркома А.А.Ерзинкян. Совместно с автором проекта планировки города он доказывал необходимость и возможность строительства Дома правительства Армянской ССР на проектируемой площади Ленина, что, повторяем, было тогда делом нелегким, так как создание большой центральной площади многим казалось неразумной гигантоманией, несбыточной мечтой.
Вера передовых людей республики 20-х и 30-х годов в возможность осуществления строительства площади Ленина, равной по абсолютным размерам лучшим площадям мира, привела к сооружению прекрасного здания Дома правительства и других зданий.
Период консервации строительства Дома правительства по улице Спандаряна длился более года. На выстроенном цокольном этаже его в 1935 году мне было поручено составить проект родильного дома, строительство которого было закончено в 1938 году. В доме старого казначейства после освобождения его аппаратом Совнаркома в 1939 году разместилась вторая городская клиническая больница.
Не всегда планировка города осуществляется так, как предусматривается вначале. Таких примеров в практике градостроительства Еревана немало. Так, республиканский стадион по проекту намечался в районе нынешней улицы Барекамутян, под склонами Арабкирского плато, а оказался построенным в противоположной, юго-восточной, стороне города между улицами Гнуни и Чаренца. А сколько улиц, намеченных в генеральном плане, отпало и возникло вопреки этому плану? К их числу принадлежат и отпавшие лучевые улицы, начинавшиеся по проекту с площади Ленина, или улица Барекамутян, построенная помимо утвержденного проекта планировки. Известно, что планы городов более всего необходимы для регулирования диктуемой жизнью застройки города. Со временем некоторые градостроительные замыслы сменяются лучшими. Поэтому никак нельзя сказать, что площадь Ленина получилась именно такой, какой была задумана Таманяном.
После того как были построены здания Тангарана, Дома правительства и дом треста “Арарат” в 1951 г., интерес к дальнейшей застройке площади сильно поднялся. Действительно, наряду с новыми монументальными строениями южная часть площади оставалась застроенной старыми зданиями, подлежащими сносу. В одном из них, на углу площади и ул.Шаумяна, функционировал магазин “Гастроном”, рядом было здание бывшей гостиницы “Франция” и др. Симметрично им возвышалось конструктивистское здание “Связи”, которое ждало своей реконструкции. Предстоял снос ветхих жилых домов, окружающих этот участок.
В одно время было предложено построить новое здание театра им.Сундукяна на том месте, где теперь гостиница “Армения”. Но архитекторы С.Сафарян и К.Алабян, предполагаемые авторы, отказались от этого участка как неподходящего для театра. Рядом с Домом связи намечалось строительство Дома прессы. Но это предложение, едва возникнув, совершенно отпало. Встала необходимость строительства Дома Совпрофа, так как здание, занятое Совпрофом по улице Абовяна, было тесным, старым и подлежало в недалеком будущем сносу. В то же время возникла необходимость постройки гостиницы. Наличный гостиничный фонд не удовлетворял реальной потребности.
Эти здания проектировались почти одновременно. Решая проект здания Совпрофа Армении, необходимо было думать и о реконструкции и расширении Дома связи. Унылая архитектура последнего была предметом больших переживаний для людей, заинтересованных в судьбе площади Ленина, но проект объединения двух зданий, включая реконструкцию и расширение Дома связи, ликвидировал этот серьезный дефект. Учитывая, что Таманян предусматривал лучевые улицы для открывающихся перспектив с площади на природу, на цепи гор, мы оба здания связали высокой 14-метровой аркой, через которую должен был открываться вид на гору Арарат.

 

На снимках: начало улицы Амиряна, конец 40-х; конка на Астафьевской; строительство здания треста “Арарат” 1948 г.

Подготовил Карэн МИКАЭЛЯН