«Желательно, чтобы скульптура создавала впечатление движения!

Эпопея с памятником Шарлю Азнавуру в Ереване приобретает некие реальные формы. Мэрия решила, что ради приличия надо провести открытый конкурс, типа выбрать наилучший проект из представленных. Это показалось фейком, замешанном на интриге.

Чтобы читатель смог сориентироваться во времени и пространстве, напомним, как было дело. В марте фонд Азнавур обратился в мэрию с предложением установить памятник всеобщему любимцу в связи с грядущим в будущем году 100-летием. Замечательная идея, которую мэрия, точнее, Совет старейшин, поддержал 49 голосами. Памятник так памятник – Азнавур достойный человек, к тому же национальный герой. Также было заявлено, что копия ереванского памятника будет сооружена в Париже. Отметим, что в столице Франции памятник Артисту был открыт в 2022 г. на улице Мсье ле Пренс и установлена мемориальная доска на доме, где он проживал в юные годы. Парижский памятник представляет собой скульптурный портрет на строгом постаменте из белого камня (автор — скульптор Алис Меликян).

Весной же в  мэрии решили, что лучшее место для Азнавура в центре загруженного-перегруженного перекрестка проспектов Маштоца и Баграмяна и улицы Саят-Новы. Вплоть до 2011 г. тут была клумба, которую к праздникам украшали флагами и иллюминировали. Перекресток, т.е. по-французски «карфур», в 2006 г. нарекли площадью Франции, а в 2011-м, к визиту президента Саркози, водрузили изваянную самим Огюстом Роденом скульптуру художника Бастьен-Лепажа – дар Франции в знак особого к нам расположения. Открывали с помпой: море публики, флагов и прочих радостных атрибутов, и речи Сержа Саргсяна и Николя Саркози. Почему именно там появился памятник замечательному художнику? Говорят, была просьба МИД Армении, согласованная с французской стороной. Ради захватывающих ракурсов в телерепортажах.

А что дальше? А дальше то, что всем сразу стало понятно, что дар слишком мал для обширного, более 100 метров в диаметре перекрестка-площади. Полюбоваться творением великого Родена чрезвычайно трудно и опасно, практически невозможно. Таким образом Бастьен-Лепаж скучал в одиночестве целую дюжину лет. Как только появилась идея памятника Азнавуру в мэрии предложили рокировку: Лепажа – в ближайший сквер, а Азнавура – в центр. Заммэра Тигран Авинян пояснил, что вначале планировалось разместить Азнавура на площади его имени у кинотеатра «Москва», однако оказалось (!?), что скульптура слишком масштабна для этой территории. Как говорится, приехали. Откуда ему было знать, что скульптура слишком масштабна, если ее как таковой еще нет в природе и почему здесь нельзя иметь соразмерный памятник. А как быть с парижской копией – она будет велика или мала? Кстати, во Франции подобные вопросы с памятниками решаются долго и весьма скрупулезно, едва не годами. В мэрии опять же на скорую руку постановили, и точка, совершенно не считаясь с мнением профессионалов. Но одно дело – выразить мнение, а другое – вынести решение. Зато, сказал Авинян, общественность сможет рассмотреть скульптуру Родена поближе. Хорошо. Но как быть тогда с гипотетическим памятником Азнавуру, который тоже хочется увидеть поближе, а не с 50 метров, возложить цветы, сделать памятную фотографию и т.д. Днем опасно, разве что ночью или утром. Впрочем, недавно ночью впритык к Родену случилось ЧП: в подъемник для ремонта контактных линий врезался автомобиль. Двое мастеров попадали с переломами.

При сооружении памятников, как правило, сначала обозначают место, а потом уже думают о самом памятнике. В случае с нашим шансонье все вопросы решили в Совете старейшин и вице-мэр. Поговаривают, что не обошлось без вмешательства фонда Азнавур и ее директора Кристины Азнавур (Саркисян). Но разве в мэрии не знают, что давно есть решение городской власти о реконструкции этого перекрестка? Как быть тогда, ведь может вновь возникнуть вопрос переноса памятника, который может появиться здесь, если мэрия не изменит своего решения. Если же вопреки обычной и градостроительной логике его все же поставят, то он должен быть на глаз метров не менее 10 в высоту. Самому Азнавуру такой гигантский монумент вряд ли пришелся по душе. Да и вообще не может образ реального человека, даже обожаемого Азнавура, символизировать вековые связи армян и французов. Тут напрашивается символическое решение. К сведению мэрии, оно есть: давно уже архитектор Левон Вартанян подготовил проект памятника-символа франко-армянской дружбы.

Ереванский памятник Азнавуру будет не первый: в Гюмри он появился в 2001 г. На интенсивном перекрестке, считающимся площадью с огромной советской еще аркой в центре. Там и поставили весьма антихудожественную статую Шарля. Есть памятник в Степанакерте, тоже не шедевр.

С абсолютной уверенностью можно сказать, что лучшее место для Шарля Азнавура – площадь его имени, где будут звучать его песни и проводиться различные акции. Отличная, людная городская среда, которую надо немного откорректировать. Убрать железного паука, без ущерба демонтировать фонтан с зодиакальными скульптурами – он действительно велик для этой площади и т.д. Кстати, Азнавур не раз останавливался в гостинице «Ереван». А что касается Бастьен-Лепажа, его вполне можно передать Национальной галерее, где есть рисунок Родена. Любопытно, что Роден создал три, если не четыре варианта скульптуры: с кистью и без, с палитрой и без нее, в разных позах.

Культурная общественность встревожена решением мэрии, где профессионалов в области архитектуры и монументальной скульптуры не наблюдается много лет. Творческие союзы тоже не в восторге, в радиоэфире и соцсетях прошли обсуждения и т.д. Прежде всего профессионалов смущает не предварительный выбор мэрии, а место установки памятника. В итоге мэрия, чтобы избежать ненужного шума, объявила открытый конкурс и обозначила дорожную карту: проекты примут до 25 июля, а 28 объявят победителя. Шустрые, однако, люди в мэрии. Работа над реализацией начнется 1 августа и завершится 30 сентября 2024 г. Открытие памятника 4 октября. Огромный срок!

Опубликованные мэрией условия конкурса поражают дремучим невежеством, усугубленным чиновничьим самомнением типа «я начальник, ты дурак». Для релакса попробуем вкратце ознакомить с ним читателя. (Перевод максимально схож с оригиналом вопреки нормам русского языка.) «1. Скульптура/макет должна наилучшим образом представить Шарля Азнавура, подчеркнуть творческий образ последнего. 2. Отдельные части фигуры: руки, торс, голова и другие части должны быть соразмерны, выражать антропологические (мардабанакан) данные Ш.А. А в случае другой идеи автор должен представить подробности своей задумки. 3. Скульптура должна быть созвучна месту установки. Для обеспечения необходимой видимости надо учитывать расстояние между памятником и зрителем, выбор лицевого (то есть фронтального. – «НВ»)  положения, высоту постамента, ширину и высоту скульптуры. 4. Эстетический вид скульптуры должен предусматривать обозрение под любым углом из всех 360 градусов. 5. Скульптура и материал должны гармонировать с общей средой и эстетикой последней. 6. Желательно, чтобы жестикуляция ассоциировалась с творческой карьерой Азнавура или с периодами, наилучшим образом подчеркивающим его образ. 7. Желательно, чтобы скульптура/макет создавала впечатление движения».

Бред? Несомненно. Пародия? Если бы так. Все на полном серьезе, без юмора. Тот еще документик, который определенно займет место в истории Еревана. Дилетантизм без берегов. Во всем мире выработаны некие стандарты проведения подобных конкурсов. От участников требуют генплан, архитектурный проект, включая постамент, бордюры, озеленение, надписи и т.д. Требуют метровую модель скульптуры, эскиз головы в натуральную величину и пр. Наконец, публикуется состав жюри. Кстати, а есть ли состав жюри и кто его председатель?

Возникли вопросы. Почему мэрия и фонд сначала одобрили проект Давида Ереванци, а только потом объявили открытый конкурс? Почему мэрия решила, что она — сама истина и не хочет рассматривать в качестве  варианта площадь Азнавура? По какому праву мэрия диктует и дает так много совершенно дурацких «художественных» советов и рекомендаций? Почему вице-мэр Авинян, члены Совета старейшин и особенно Кристина Азнавур должны рулить всем процессом создания памятника? Почему на материализацию проекта отводится более года, а на подготовку проектов-предложений только месяц? Почему мэрия решила обойтись без участия и мнения архитекторов, дизайнеров, искусствоведов и вообще грамотных и образованных людей? Почему не проводились широкие профессиональные обсуждения?

Шарль Азнавур та личность, чей памятник должен стать безукоризненным произведением монументального искусства, а не средством утоления амбиций чиновников мэрии и фонда. Любые спекуляции на тему должны быть исключены. Творчество Азнавура предназначалось людям, потому у него и миллионы поклонников в мире. Таким должен быть и памятник – для людей и поклонников, а не фигура в потоке машин, к тому же недоступная. Способны ли услышать в мэрии и фонде другие мнения – трудно сказать, уж очень там упертые начальники.

Карэн МИКАЭЛЯН