Заметки по-поводу
СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ — ДО И ПОСЛЕ ПАНЕДЕМИИ
«Твои подошвы не отпечатаются на песке времени, если ты сидишь на заднице, а кому охота оставить на песке времени отпечаток задницы?».
Я думал это от Татаряна Георгия Андреевич. -Нет, это Дзироэмона Кимуроэ,- поправил он.
Кто такой Дзироэмона Кимуроэ, а кто Татарян и почему об этом сейчас?
Сейчас потому что, коронавирус связал нас по рукам и ногам, а вынужденный простой для тех, кто любит и умеет работать (таких у нас все еще подавляющее большинство) становится невыносимым. Потому, что, судя по всему, люди вскоре столкнутся с потерей работы, и если бы только в сфере туризма,обслуживания и гостиничного бизнеса.
Итак, Георгий Андреевич Татарян — легендарный управляющий трестом «Трансгазстрой» — автор изречения: «Я не работаю, я получаю удовольствие».
Дзироэмона Кимуро, старейший житель Японии, трудящийся до последнего часа, умерший на сто шестнадцатом году жизни, работая на ферме.
А вот теперь о значении и пользе труда. Не только для кармана, но и души, хотя бы потому, что работаизбавляет от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Вот и эти заметки, повторюсь,писались потому, что, сидеть сложа руки, надоело до смерти, а раз так, хотя бы вспомним как было и поговорим о наболевшем.
…В прошлом году граждане Швейцарии отработали более восьми миллиардов часов и таким образом еще раз подтвердили репутацию чрезвычайно трудолюбивой нации, восемьдесят два процента которой смотрят в будущее с оптимизмом, а семь процентов и вовсе «с большим оптимизмом».
Работающихне на своей земле у нас сколько угодно, но это не в счет, это по другому статистическому ведомству. Между тем у тех, кто трудится у нас, часто получается не хуже, чем когда работают не у нас. Речь прежде всего о сфере обслуживания, где людей у столов почти столько, сколько сидят за столами.
Здесь автор хотел бы отметить одну особенность труда по-армянски. В мире существует термин «трудовая этика», согласно которой работа — это добродетель и долг каждого, приводящий к расцвету общества в целом и отдельного гражданина в частности.
Сегодня в Армении сложилась трудовая этика, когда работа не только конституционное право и добродетель, а еще и удача, из-за чего процветание как общества в целом, так и его отдельных граждан,сильно затруднено. Зато в то, что делается, когда работа есть, вкладывают не только умение, но и душу, и это те добродетели, которые даже на берегах Женевского озера встречаются не часто.
Автор помнит многих долгожителей труда, чьи «подошвы отпечатались на песке времени», и ему становится смешно, когда некоторые из нынешних бизнес-акул начинают говорить о своей работе как о рабском труде на хлопковых плантациях…
Для собственного удовольствия называю несколько имен из прошлого.
Георгий Татарян — «Трансгазстрой», Грант Арутюнян — обувная фирма «Масис», Дмитрий Адбашьян — управление гражданской авиации… Все первые лица как во главе рабочего стола, так и доблестного труда.
Из очень давнего интервью с Георгием Андреевичем Татаряном.
— От работы не устаете?
— Я не работаю. Я получаю удовольствие…
Владимир Познер, тележурналист: «Я вообще не понимаю, как можно не хотеть работать в пятьдесят пять лет».
Музыкальный критик Артемий Троицкий: «Единственно правильный выход — это просто перестать ходить на работу. Зарплата — мелочь, пенсия — вообще тьфу! А работает пусть Владимир Познер, который очень хочет».
Вот Познер и работает. В свои восемьдесят шесть.
Это — одна позиция, сходная с озвучиваемой американским социальным критиком Барбарой Эренрайх. «Лично я не имею ничего против работы, особенно выполняемой спокойно и скромно кем-нибудь другим». Каждому свое.
В канун своего стопятнадцатилетия Кимуро-сан сказал, что секрета долголетия он не знает. «Возможно, все это благодаря солнцу у меня над головой, — сказал он. — Я всегда смотрю вверх, на небо, такой уж я человек».
Солнце и небо над нашими армянскими головами не хуже, плохо с работой. Но, все равно, надеясь на лучшие времена, будем смотреть вверх. Такие уж люди армяне.
Живите долго!