WEB Пространство

Культура30/01/2018

Автору “Манюни” припомнили прошлогоднее интервью…

Возвысить до небес, петь оды и даже хвастаться мимолетным знакомством, а потом в одночасье растоптать и закидать камушками… К сожалению — это реалии современного веб-пространства. Публика не щадит даже самых успешных, известных и самых… родных. Например, Наринэ АБГАРЯН, благодаря которой российский и зарубежный читатель столько узнал о нашей стране. Скромная девушка из шамшадинского городка Берд уехала в Москву, стала известной писательницей, лауреатом всевозможных престижных литературных премий. Ее книги переведены на многие иностранные языки, с различных международных площадок она неоднократно рассказывала о родине, о том, какие замечательные люди в ней живут…

И кто бы мог предположить, что прошлогоднее (!) интервью Наринэ изданию panarmenian.net вызовет такую волну негатива? Тогда, летом, статья вышла под заголовком «Мои книги написаны от большой тоски». В интервью писательница говорит о творчестве, о Берде, об отношениях с Ереваном… О многом. Буквально на днях некий новостной портал (видимо, в погоне за лишними «кликами») дал перепечатку этой статьи и вынес в заголовок фразу: «Нельзя жить историей геноцида, нужно смотреть вперед»… «Меня раздражает, когда кто-то из режиссеров заявляет, что хочет снять фильм о геноциде, — делится мнением Н.Абгарян. — Слушайте, не трогайте эту тему вообще! Отойдите от нее. Смотрите в будущее! Когда была в Карабахе, поговорила с местным министром культуры. Она рассказала, что у них страницу геноцида переживают, но стараются перевернуть. Потому что это история горя, которая должна сказать – нельзя сейчас жить этим. Это очень правильный подход… Мы — победившая нация, мы возродились, как феникс из пепла, и живем дальше. Нас хотели уничтожить – не получилось! Каждый день нужно делать ставку на то, чтобы оправдать память тех, кто погиб, а не оплакивать, быть сильной, независимой страной».
И началось: «позор!», «как можно забыть преступление?», «какая-то писака будет нас учить», «мне ее книги не особо-то и нравились», «пусть лучше сидит, книжки пишет в своей “московии”, а в историю не суется», «ее “Манюня” — примитив, а “Понаехавшая” — похабщина”… В таком духе были выдержаны еще более-менее приличные комментарии. Про неприкрытую агрессиию, а то и скорбления в адрес писательницы, пожалуй, не будем. Равно как и обойдемся без имен: к чему рекламировать авторов “замечательных” фейсбучных опусов на эту тему? Кстати, примечательно, что к “маршу” недовольных примкнула и известная певица-депутат, которая еще на прошлой неделе была в аналогичной ситуации: публика довольно жестко раскритиковала ее за эмоциональное выступление в парламенте, а теперь…
Попытки вразумить обиженных соотечественников сводились к контраргументам в пользу того, что никакой крамолы в словах Наринэ нет. Что на самом деле она процитировала министра культуры (ныне образования) Арцаха Нарине Агабалян. И даже если бы это было не так, все равно, не стоит закидывать комьями грязи человека, немало сделавшего для положительного имиджа страны. Опять же, кому приятно, когда пытаются раскрутиться за счет фильмов про геноцид? И не лучше ли действительно быть победителем, чем “вечно хныкающим лузером”? И, да, уничтожить нас не получилось, а потому нужно стать сильной, независимой страной. “Где ж тут криминал?” — вопрошали поддержавшие писательницу люди, которых оппоненты быстро записали в «свидетели Абгарян»…

В итоге, как говорится, каждый остался при своем. И крайне неприятный осадок тоже остался. Совсем как после виртуальных разборок вокруг мальчика Саши Бейлеряна, прочитавшего Шекспира в эфире ОРТ. «Почему ребенок не знает армянский?» — бушевала тогда сильно патриотичная публика. А была еще история с фотографией ателье Марашлян: мама — армянка, папа – африканец и славный малыш – метис. Дело дошло до угроз по телефону и мата в сети и за ее пределами: мол, фу, какой стыд, армянка вышла за чернокожего… Понятно, что и “информационный повод”, и «аудитория» этих шумих несколько отличаются. Зато, увы, методы борьбы со всем, что хоть чуть–чуть идет вразрез с общепринятыми позициями и клише, очень даже похожи…

Рубрику ведет