«В Риме делай, как римляне», или Совет армянам от генерала Галустьяна

Поток уезжающих из Армении не прекращается. Люди едут за лучшей долей, зачастую забывая о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Автор рассуждает о поведении мигрантов-армян, решивших покинуть свою родину навсегда.

МВД Российской Федерации готовит новый закон о пребывании иностранных граждан в России, который предусматривает более частое применение суровых мер к гастарбайтерам. Активнее будут задействовать высылку и запрет на въезд, сообщают СМИ.

Другие источники напоминают, что за последние шесть месяцев Армению покинули 138 тысяч граждан, 80 тысяч из них – навсегда. Подтверждений тому, что все уехавшие и уезжающие (на время или навсегда) отличаются примерным поведением, у нас нет, значит, угроза наказаний за нарушения правил и законов, действующих в России, только увеличивается.

По каким причинам у эмигрантов из Армении чего чаще всего возникают конфликты, которые ведут к наказанию? Отвечая на этот вопрос, доктор юридических наук, генерал МВД в отставке, москвич Воскан Галустьян загибает пальцы: по экономическим, политическим, криминальным, плюс просчеты организационно-управленческого характера. А еще вызывающее поведение возмутителей спокойствия, не согласных жить по правилам страны, в которой находятся. С досадой подчеркивает также надменное поведение некоторых наших соотечественников, формирующих представление о народе в целом.

– В середине июля на юго-востоке Москвы собрание представителей четырех стран СНГ переросло в драку. Известен не один случай, когда спор между армянами и азербайджанцами переходил в рукопашную, нередко с применением всякого рода оружия. Если отвлечься от конкретных причин, за этим стоит безмозглое, примитивное, допотопное, мышление, – продолжает Галустьян и приводит любопытное объяснение истоков межнациональной вражды.

В кратком изложении оно выглядит так. Первым, кто подвел научную базу под эту проблему, был великий французский ученый Паскаль. В своих «Мыслях» под номером «83» он приводит такой диалог.

– Почему ты меня убиваешь?

– Как почему? Ты с другой стороны реки. Если бы ты был с моего берега – это убийство, а с другого – геройство. 

– Возможно, за межнациональной враждой, делением людей на «своих» и «чужих», граждан со «своего» или с «чужого» берега, стоит все еще непознанное, зародившееся в доисторические времена реликтовое проявление боязни иноплеменных. Так, собственный белок отторгает белок другого человека. Не случайно ведь у каждого народа в ходу ироничное, а порой и оскорбительное название людей иной национальности: русский – москаль, украинец – хохол, француз – лягушатник, еврей – жид, армянин – армяшка и так далее, – говорит профессор Галустьян.

Понятно, что за раз такое отношение не поменяешь, и большие проблемы начинаются с малых. С таких, к слову говоря…

– Недавно был на Поклонной горе. Иду мимо кафе, которым заведуют наши земляки, на всю округу гремит какая-то странная музыка, якобы национальная…

– Можно подумать, в других ресторанах только Чайковский и звучит…

– Не в этом суть, а в том она, что если ты гость, то следуй древней поговорке: «В Риме делай так, как делают римляне».

Решением мэрии слушать музыку на улицах Москвы разрешено только в заданных правительством города децибелах. Живешь в Москве, будь любезен следовать правилам этого города.

– Между тем, в армяно-российских отношениях все еще в силе одна особенность, позволяющая выдерживать испытание на разрыв: это – перевес стремления помнить над желанием забыть. Если иметь в виду, что такой взгляд формировался исстари, складывался веками, то можно говорить о генетической памяти на добро, – продолжает Галустьян.

Тот факт, что остановить противника от дальнейшего продвижения вглубь Армении помогли никакие не войска НАТО, а именно российские военные, такую память только усиливает.

– А еще ее усиливают книги Толстого, Чехова, Тургенева… Известно, что во все времена русская литература превосходила мировую искренним и сильным чувством человеколюбия. Поэтому воспитанная на таких книгах молодежь не может ненавидеть и убивать людей другой национальности, считая, что Россия только для русских, – говорит генерал Галустьян.

Но тут такая штука. В те времена не было телевидения, которое, не любит снимать поезд, когда он приходит по расписанию, но обожает снимать, как состав сходит с рельсов, потому что много тел, много крови. Вот и в нашем случае так: сегодня ТВ лучше всех разжигает межнациональные страсти, но гасить их или не хочет, или не умеет.

– Не кажется ли тебе, что национализм – выгодная, практически беспроигрышная для предвыборных кампаний штука. Понятно, что такая политика не может вызывать восхищения, но мало ли что в окружающем нас мире не рождает аплодисментов… И где та грань, которая отделяет патриотизм от национализма?

– Вообще-то, есть мнение, что патриотизм – это состояние души.

– А национализм?

– Наверное, состояние бездушия.

…К чему пришли в завершение беседы? Во всех случаях правильнее, когда люди на своей земле живут, а в других странах бывают. Пусть долговременно: учатся, работают, завязывают деловые отношения, но, во всех случаях не нарушая правил страны, в которой находятся.