Узоры на турецком текстиле содержат посыл о продолжении Геноцида армян: этнограф

Курьер17/04/2023

Этнограф, стилист Ваге Котанян бьет тревогу: наш рынок наводнен турецкими тканями с переиначенными армянскими орнаментами. Он поясняет, что в данном случае мы не только помогаем туркам обогатиться, но и поощряем искажение нашей культуры.

Ткани турецкого производства с искаженными армянскими орнаментами в последние годы заполонили армянский рынок. Они повсюду: сшитые из этих тканей скатерти, винные конверты, салфетки, сумки, шапки продаются под видом «традиционных» армянских изделий.

Хотя товары турецкого производства, и, в частности текстиль, нельзя назвать новинкой на нашем рынке, поскольку продается годами и в больших количествах, но в данном случае речь идет о тревожном факте. Фактически, мы вносим свой вклад не только в развитие экономики Турции, но и в дело искажения нашей культуры.

Этнограф, стилист Ваге Котанян на различных площадках активно борется с распространением тканей турецкого производства на армянском рынке. Некоторые потребители благодаря Котаняну отказались от покупки, а до этого они просто не знали, где произведена приглянувшаяся им ткань и почему лучше её не использовать. Многие же, зная о проблеме, продолжают покупать, потому что им все равно. Есть также те, кто не может поверить, что ткани с армянской символикой и узорами, «как у наших ковров», могут оказаться не армянскими.

«Действительно, узоры этих изделий взяты с армянских ковров, но они искажены, и теперь турецкий маркетинг позиционирует их как свои», — отмечает Ваге.

В телефоне он показывает фото с разных сайтов, в том числе и популярного Pinterest, на которых те самые узоры отмечены как османские, исконно турецкие. В пользу того, что эти ткани не имеют ничего общего с армянской культурой, говорит и используемая в них золотая нить.

«Вы не увидите ни одного армянского ковра, при изготовлении которого использовалась бы золотая нить. У нас может быть вышивка золотыми нитями на таразах (национальная армянская одежда – ред.), но на коврах — нет», — отмечает Ваге.

Но не только использование золотых нитей в тканях турецкого производства говорит об их неармянском происхождении. На это указывает и вся цветовая гамма. Ваге объясняет, что есть «универсальные» узоры, которые приобретают этническую принадлежность как раз благодаря своему цветовому решению.

«Одни и те же детали орнамента благодаря цветовому решению могут считаться армянскими, или, скажем, индейскими. В турецких тканях нет никаких цветовых сочетаний, однозначно указывающих на этническую принадлежность узора. Это также часть турецкого маркетинга, они показывают изображения с искаженными цветами и выдают их за турецкие, а мы их носим», — говорит Ваге.

На этих тканях очень часто можно увидеть также армянские буквы. Многие недоумевают и по этому поводу, если это турецкое, то почему на них армянские буквы? Ответ тот же: «маркетинг!». На нашем рынке предлагают то, что действует на нас психологически.

Ваге показывает грузинский вариант продаваемой в Армении ткани: с грузинскими буквами, флагом и музыкальными инструментами. Что касается используемых на тканях крестов, здесь Ваге помимо психологического инструмента видит и зашифрованный посыл, содержащий угрозу.

«У Геноцида 1915 года была «особенность» — турки целенаправленно уничтожали армян мужского пола. Есть ткань, на которой изображен карабахский памятник «Мы и наши горы» («Дед и баба»), с изображением бабушки, а вместо деда — крест. И этот крест изображен не просто так. Мы, как христиане, воспринимаем его как христианский символ, но неужели турки используют крест с этой целью?! В христианстве крест используется не только как знак Христа, но и как надгробный крест. Через эти ткани нам преподносят месседж о преемственности идеи уничтожения армян», — говорит Ваге.

Удивительно, но разные гостевые дома, рестораны пытаются создать «армянскую» атмосферу даже при помощи тканей с изображениями слонов.

Ваге напоминает, что слоны в Армении появились во время Аварайрской битвы, но они «как пришли, так и ушли», поэтому не понятно, как ткань с изображением слонов, не имеющих никакого к нам отношения в символическом плане, воспринимается как армянская.

Самое неприятное, что по поводу турецких тканей можно услышать: «Эта ткань подойдет для армянского тараза». И различные танцевальные группы покупают ее, выступая в нарядах из этой ткани не только в Армении, но и за рубежом.

Стилист-этнограф подчеркивает — нет ткани, которую можно назвать тканью именно для армянского тараза. Армянский тараз (национальный костюм) — это комбинация разных тканей и вышивки, где самую важную роль играют цвета.

«Меня часто спрашивают: а где произведена ваша одежда? Конечно, лучше всего носить армянскую одежду в повседневной жизни. Помните, что, покупая турецкую ночную рубашку, вы наносите вред своей стране, потому что эти деньги уходят в Турцию. Но когда надеваете одежду из ткани турецкого производства с переиначенными этническими орнаментами, вы наносите вред не только своей стране, но и национальной культуре», — подчеркивает Ваге.

Он всячески борется с подобными искажениями нашей культуры, проводя курсы на волонтерских началах, даже посещает региональные школы на собственные средства, чтобы не допустить укоренения фальсифицированного восприятия армянской культуры в детском сознании. По его словам, на мероприятиях в детских садах, школах турецкая ткань нередко «присутствует» под именем армянской.

Ваге на добровольных началах даже консультирует сотрудников швейных цехов. Недавно один из таких цехов полностью отказался от турецкой продукции с искаженными узорами, и теперь использует для пошива армянские ткани.