Умер – отдай орган! Не согласен – закрепи нотариально!
Настоящей сенсацией стало недавнее заявление министра здравоохранения Арсена Торосяна о том, что не за горами день, когда в республике станет вероятной пересадка органов не только от живых доноров, но и от умерших людей.
Речь о трансплантации вовсе не по предварительно составленному скончавшимся «завещанию» во благо спасения чьей-то жизни, а пересадка, что называется, по умолчанию.
«Подготовка правовых документов, позволяющих проводить пересадку органов от умерших доноров, практически завершена», — заявил глава Минздрава на недавней пресс-конференции, делая акцент на том, что посмертное донорство будет носить добровольный характер. Но как же это возможно, когда факт пересадки нужного органа от мертвого человека живому фактически явится чем-то само собой разумеющимся? А.Торосян внес ясность: «Если человек не хочет, чтобы после смерти его органы были трансплантированы, то он может отказаться». Разумеется, будучи еще, что называется, в здравом уме и твердой памяти. Но как подобное вероятно? Пользователи соцсетей активно обсуждают перспективу стать донором по умолчанию, возмущаясь и по-настоящему удивляясь столь неординарному продолжению жизни после смерти.
«Потрошительство» по умолчанию – это что-то новенькое! Но что если речь идет о катастрофе или аварии, когда человек уже при смерти, а оговорить желание лечь в гроб целехоньким так и не успел?!»; «Где и кому заявлять о своем желании не быть захороненным без сердца или легких? В собственном завещании?! А что если мне и завещать-то нечего, что тогда?» — удивляются респонденты, с коими удалось переговорить на эту тему. Многие не скрывают своего негодования и определенной тревоги.
Кто-то предполагает, что подобная система изъятия органов может завершиться печальными последствиями. В их понимании все, что связано с органами – сплошь криминал. Иные находят трансплантацию по умолчанию аморальной, несозвучной с требованиями Армянской Апостольской Церкви. Другие полагают, что это может привести к проблемам в связи с разногласиями людей разных вероисповеданий – ведь где гарантия, что, скажем, мусульманин примет факт пересадки ему сердца неверного? «Все это вызовет неразбериху. И особенно на периферии республики, где люди в большинстве своем едва ли будут наслышаны о нововведении. И, столкнувшись с этим, наверняка воспримут пересадку органов не иначе, как надругательство над телом скончавшегося близкого… — говорит один из собеседников. – Того гляди, и серьезных стычек будет не избежать: как с врачами, так и с родными реципиента?..»
Меж тем глава Минздрава стоит на своем, мотивируя верность принятия положительного решения тем, что каждый отказ от пересадки органов может стоить чьей-то жизни. Что ж, с этим сложно не согласиться. Ведь не случайно аналогичный подход принят в иных странах мира – скажем, в 2016-м по этому пути пошли в Голландии. Согласно принятому там закону о всеобщем посмертном донорстве, любой человек, который умирает, по умолчанию становится донором. Его органы могут быть пересажены тем, кто ждет пересадки. Та же практика существует и в России. Но то в иных странах мира – с другим менталитетом и подходом к вопросу. У нас же, где люди в большинстве своем настроены консервативно — особенно в плане отношения к вопросу захоронения – думается, проблем с будущим «ноу-хау» будет невпроворот. Доказательство тому — многолетние дебаты по поводу введения обязательной кремации трупов: население, как известно, категорически против мирового опыта…
Кроме того, не очень понятны и чисто юридические формальности. Где и как делать заявления касательно нежелания отдавать свои органы после ухода в мир иной? Согласно публикациям российских СМИ, до 2017 года в России порядок был таков: при жизни совершеннолетний дееспособный гражданин мог написать письменное заявление о том, что он не хочет, чтобы его органы после смерти шли на трансплантацию. После чего нес эту нотариально заверенную бумагу в медучреждение, где состоял на учете. Документ прикреплялся к личной медкарте. Но при этом возникало немало вопросов: к примеру, что даст такая бумага, если ее автор попал в автокатастрофу и о его волеизъявлении, изложенном в поликлинической карте, по сути никому не известно?
Меж тем в отечественном Минздраве заявляют, что подходят к процессу серьезно: “Прежде чем реализовать программу, предстоит провести организационную работу, создать реестр доноров и реципиентов”. Следует предположить, что за основу у нас намерены взять российскую модель отказа от органов – ведь в 2017-м именно российский Минздрав разработал и внес в правительство проект нового закона «О трансплантации и донорстве», согласно которому в РФ должен был быть создан единый регистр, где каждый человек, получая паспорт, выражал бы свое согласие или несогласие на изъятие органов. При этом в проекте было прописано, что перед изъятием органов (если при жизни человек так и не решил, что можно или нельзя делать с его телом) медучреждение обязано известить до вскрытия умершего его родственников, которые в свою очередь могут запретить трансплантацию — и тогда изъятие не допускается. Если нововведение в армянском здравоохранении будет иметь схожую формулировку, то наверняка еще сможет как-то прижиться. В противном же случае, думается, донорским органам придется приживаться с большим трудом — по причине того потока негативной энергии, которая уж наверняка обрушится со стороны родни умершего на реципиента.
Ну а кроме шуток, единственным утешением горячих противников будущего порядка может стать разве что позиция церкви. Еще в 2015-м, когда в республике активно обсуждалась возможность использования «трупных» донорских органов, местные СМИ обращались за комментариями к представителям ААЦ. И в интервью NEWS.am Medicine дьякон Арман Сафарян заявлял, что у армянской церкви пока нет официальной позиции по этому вопросу. «Русская церковь не против пересадки органов от мертвых доноров, — отмечал дьякон. Если после смерти человека его органы могут помочь другому человеку, их можно отдать — в этом нет ничего плохого. И многие армянские священники тоже придерживаются этого мнения…» Одним словом, совсем скоро на чашу весов, с одной стороны, придется ставить собственные предубеждения касательно трансплантации органов, приправленные солидной долей суеверия, а с другой — угрызения совести, сдобренные осознанием того, что после смерти твое сердце будет продолжать биться в ком-то другом на радость его близким. Выбор непростой, но делать его, скорее всего, придется…