ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ С СОСЕДЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Курьер20/10/2022

Нынче, когда в Армении, увы, крайне обострена военно-политическая обстановка, общаясь с местной творческой интеллигенцией, слышу полярно противоречивые мнения.
Одни говорят: “Слава Богу, закончилась эпоха тоталитарной идеологии, я служу искусству и не позволю насиловать собственную музу”.


Зато другие однозначно заявляют, по Маяковскому: “Я приравнял перо к штыку”. Невольно вспоминаю, как в холодном, осажденном фашистами городе Дмитрий Шостакович писал свою Ленинградскую симфонию. В незаурядном произведении величайшего представителя композиторской школы ХХ века присутствует и новаторская свежесть, и доступный для неподготовленного уха музыкальный язык. Даровитый творец, всегда тонко отзывается на вызовы истории, и тем многообразней его муза.
Вернусь к армянским реалиям. Что нужно для защиты отечества, сохранения его стабильности и благополучия? Надежное оружие, сильная экономика. Однако не менее важен патриотический настрой народа и силовиков. И кому, как не деятелям искусства, поддерживать его на должном уровне? А кто из них мотивирован по-настоящему? Тот, кто творит по зову сердца, или ремесленник, работающий по указке сверху? В чьем труде ярче Божья искра? Вопрос риторический.
Есть и не менее важный компонент успеха в противостоянии с неприятелем: надежный союзник или пусть даже лояльный к тебе фигурант. В нашем случае как не отметить роль нашей ближайшей соседки — Грузии.
Наряду с взаимовыгодными политическими и экономическими связями с нею, немало значат и культурные, и научные контакты. В советский период их обеспечивали идеологические органы компартии. И во многом довольно-таки успешно. Писатели, композиторы, художники общались на творческих форумах, симпозиумах. Завязывались крепкие дружеские связи. Грузинские композиторы приезжали в Дом композитора в Дилижане: Сулхан Цинцадзе, Гия Канчели, Феликс Глонти, Важа Азарашвили всегда заявляли, что ряд своих лучших произведений они написали именно там. Соответственно, армянские композиторы ездили творить к своим грузинским коллегам в Боржоми.
С распадом Союза, связи между творческими организациями прервались, и только спустя время, силами отдельных энтузиастов, они стали возобновляться. У писателей Армении и Грузии эти связи налаживали светлой памяти Анаид Бостанджян и Левон Ананян. В настоящее время их поддерживают Маквала Гонашвили и Эдуард Милитонян.

По собственной инициативе эти связи крепит председатель Союза композиторов Армении Арам Сатян и его грузинский коллега Гиорги Шаверзашвили. Пару лет назад в Ереване, Дилижане и Ванадзоре, силами армянских музыкантов с успехом исполнялись их произведения, некоторые из которых — впервые. Соответственно, в присутствии армянских композиторов из произведения исполнялись в Грузии.
По признанию грузинских композиторов, их обрадовало то, что их армянские коллеги по-прежнему имеют в своем распоряжении Дом композиторов в Дилижане. Благодаря этому, им удается так или иначе творить на должном уровне, и их произведения востребованы обществом. В то время как Дом творчества в Боржоми утерян “с легкой руки” в свое время власть предержащих. Поэтому они советуют армянам дорожить своим достоянием по всей Армении.
Ведь в отличие от других творческих профессий, композиторы нуждаются в особой поддержке. Создав нотную партитуру, нужны средства на переписку оркестровых партий, а затем — привлечение профессиональных музыкантов, аренда зала, распечатка афиш… Прежде все это брали на себя государственная филармония, музфонд, министерство культуры… Нынче это становится все труднее.
Тем не менее тяга к взаимному общению между композиторами двух народов не слабеет вопреки всему. В Тбилиси регулярно приезжает композитор, пианист и органист Ованес Манукян. Недавно в замечательном концертном зале Музыкального центра имени Джансуга  Кахидзе он исполнял на органе произведения Баха, Букстехуде, Мессиана, Ираклия Цинцадзе, а также собственную сонату. Та же программа была исполнена на только что состоявшемся фестивале органной музыки в Ереване. Грузинский композитор Отар Татишвили приезжал в Ереван с авторским концертом.
Впереди большие планы и у других грузинских композиторов, связанные с армянскими исполнителями. Для этого нужны соответствующие условия и добрая воля армянской стороны. При этом важнейшее значение имеет не просто формальное исполнение, а близость к чаяниям слушателей, будь то армянских или грузинских. И как было сказано выше, все эти произведения должны быть близки к народу. Это прекрасно понял Ираклий Цинцадзе, создав развернутое музыкальное полотно на мотивы Саят-Новы и Комитаса. Его он желает показать армянским слушателям, силами армянских же музыкантов. Остается только пожелать успехов всем творческим союзам, укрепления связей между двумя соседними христианскими народами.
Артем Григоренц, Тбилиси-Ереван
19.10.2022