Центр “Азнавур” и “манипулятор” Арис Адамян

Культура25/10/2018

Уже несколько дней, как СМИ сообщили о проекте реконструкции Дома Азнавура на Каскаде в связи с его трансформацией в Центр «Азнавур». Проект был представлен премьеру Армении и президенту Франции во время посещения этого знакового объекта. Как ни странно, в качестве «архитектора центра» фигурировал парижанин Арис Адамян, хотя, как известно, здание построено по проекту заслуженного архитектора Армении Нарека Саргсяна. Как так?

В 2006 году в верхних эшелонах власти родилась идея построить для Шарля Азнавура дом-резиденцию за счет государства и преподнести в дар от имени армянского народа. Такой пример уже был: Дом и музей маэстро Параджанова. Нареку Саргсяну было поручено подобрать место в центре столицы, составить программу и сделать проект. Отличная площадка нашлась на Каскаде с видом на Арарат и на весь город. Место Азнавуру понравилось, он выразил недвусмысленную радость. И это несмотря на сложный рельеф с большим перепадом высот. Проект включил и жилые апартаменты, и экспозиционные площади, и концертный зал, и служебные помещения, и т.д. Проект макета автор показал в Париже Азнавуру и получил полное одобрение. Строительство завершилось в 2011-м, на открытии присутствовал и, понятно, Азнавур, президент Саркози и «другие официальные» лица, СМИ и т.д. Восторг был полный: Арарат как на ладони и все остальное. В прошлом году здание по решению властей было передано вновь образованному фонду «Азнавур». Фонд решил изменить назначение дома-музея-резиденции Артиста в многофункциональный культурно-образовательный центр. Что, как следствие, требовало провести некоторую реконструкцию здания. Фонд разработал программу и предложил живущему в Париже Арису Адамяну, чтобы тот занялся дизайном, оборудованием, мебелью Центра. Адамян поисками автора здания себя не обременил и счел возможным выйти далеко за рамки программы и полностью изменить архитектуру здания. Несколько месяцев назад его проект все же был показан Нареку Саргсяну и отвергнут. Это не помешало ретивому Арису представить свое изделие президенту Макрону. Очевидно, как единственный и окончательный вариант. Фонд при этом, как говорится, прикинулся шлангом.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что Арис Адамян грубо и нагло нарушил профессиональную этику, единую для всего мирового сообщества архитекторов. Кроме того он также не посчитался с авторскими правами. Кстати, для справки: во Франции они называются интеллектуальной собственностью.
Группа коллег обратилась к председателю Палаты архитекторов Армении М.Минасяну и к председателю Комитета по градостроительству А.Элояну с просьбой разобраться в этой вопиющей скандальной ситуации и предпринять шаги для предотвращения искажения образа знакового здания. При этом они подчеркивают, что зарубежные архитекторы, желающие работать в Армении, непременно должны иметь соответствующее разрешение – патент. Они подчеркивают, что этические нормы имеют «хождение» во всем мире и распространяются также на архитекторов диаспоры. Так что без патента – ни шагу. Впрочем, Арис Адамян несколько лет назад уже успел нахамить в Ереване. В 2010 году здание досоветской Думы на площади Шаумяна было решено перенести на ул.Мелик-Адамяна и реконструировать по проекту опять же Нарека Саргсяна под центральный офис Армянского всеобщего благотворительного союза. Проект был принят и поскольку Адамян был членом Совета (борда) организации, руководство упросило Н.Саргсяна, чтобы Адамян занялся дизайном помещений и инженерным оснащением. Автор здания согласие дал. Но на церемонии открытия здания в 2015 году А.Адамян был представлен как автор проекта, имя Н.Саргсяна и вовсе произнесено не было. Мало этого, неблагодарный Арис втайне выбил соответствующую надпись на фасаде.
Сегодня эти адамяновские «проекты» красуются в составе выставки армянских архитекторов в странах Франкофонии. Авторы письма в Палату архитекторов и Комитет справедливо считают, что несогласованная с автором переделка Центра «Азнавур» может стать плохим прецедентом подобного отношения к произведениям архитектуры в будущем. Никто не против реального участия зарубежных архитекторов в проектировании и строительстве в Армении, но только в строгом соответствии с нашими законами и этическими нормами.
Напоследок вспомним, что при реконструкции Каскада и гостиницы «Двин» инвесторы и архитекторы встретились, соответственно, с их авторами Джимом Торосяном и Ашотом Алексаняном и заручились их согласием на реконструкцию. А теперь представьте, что было бы, если бы какой-либо ереванский архитектор, никого не спрашивая, взялся за реконструкцию, к примеру, здания Центра Китая в Париже, автором которого является Адамян с соавтором. Что скажут об этом неэтичный Арис Адамян и руководство фонда «Азнавур»? И неужели в фонде не знают, кто единственный автор Дома Азнавура.