Собор Св. Всеспасителя Шуши — культурный геноцид по — азербайджански
Собор Св. Всеспасителя Шуши – белокаменное чудо Армении, шедевр армянской архитектуры XIX в. Внутри, собор — макет Вселенной, прихожанин молится и слушает вверху ее космический резонанс, снаружи, на высоком барабане, на фоне голубого неба силуэт остроконечного купола парит над собором обеспечивая обратную связь собора с небесами. Исключительность собора в том, что он очень изящно и оригинально воссоздает величественный образ первопрестольного собора Св. Эчмиадзина (303-496гг.) – однoго из символов Армении, ее древней столицы Вагаршапата и Армянской Апостольской церкви. Именно это ему не простили нечестивые монголоазеры (прошу не путать жителей современной Монголии с потомками монголо — азербайджанцев XIII в.) и взялись за отчуждение его неповторимого образа, для начала пробив крышу и перебив полюбившихся прихожанам ангелов колокольни.
В январе 2021г. министр культуры Азербайджана А. Керимов нагло заявил։ «Церковь Газанчи в Шуше, как и другие алванские церкви Карабаха, будут восстановлены и переданы (ни больше, ни меньше — Г.Е.) законным хозяевам!». (здесь и далее используется название «алванский», чтобы не путать Кавказскую Алванию с Балканской Албанией). «Церковь будут восстанавливать в первоначальном виде, как было раньше, без остроконечного купола», — повторяет ложь Т. Джуварлы, член азербайджанского псевдокомитета по евроинтеграции.
4.12.2020г., некто, удин по национальности, представитель, т. н., Удино-Алванской Православной церкви Азербайджана Р. Данакари (14.12.2020. Информатор), по указке Баку посетил монастырь Дадиванк, провел религиозный обряд, после чего заявил, что назначен проповедником монастыря Дадиванк, что в Азербайджане есть около 400 алванских церквей, более 300 из которых находятся в Нагорном Карабахе, что, оказывается, армяне «уничтожили все историко-религиозное наследие алванских церквей и монастырей находящееся на «оккупированных» территориях» и «установили на них армянские кресты».
Какая хамская, азеро-каракоюнлинская, по-варварски циничная наглость, вот так, без доказательств, заявлять и тиражировать миллионными экземплярами в книгах, учебниках, СМИ, везде и всегда, на всех площадках, что это совершенство и великолепие под названием Шуши «Сурб Аменапркич», оказывается, принадлежит алванцам, что армяне не являются ее законными хозяевами. Вы, это серьезно? Перекреститесь, прочтите намаз. Вы ведь знаете, что мы знаем, что вы выполняете заказ и врете. Кто позволил вам своими кровавыми руками прикасаться к святыне Арцаха и Армении? Именно, неимеющие ничего святого азербайджанские татары в 1920г. и монголо-азеры в 2020г. вторично разрушили купол церкви Шуши и сняли армянский крест. О каких «алванских церквах», о каких «законных хозяевах» собора Св. Всеспасителя бредят неучи — нацисты геббельсовского министерства культуры Азербайджана построенного в 1887г. не в Алвании, а в сердце армянского Арцаха – городе Шуши, если Алванское царство на левом берегу Куры прекратило свое существование в сер. Vв., если строительство Дербентской стены(80км) между Кавказскими горами и Каспием в сер. VI в. стало причиной дробления и распада Алванского марзпанства на мелкие царства и княжества несвязанные с Алванией, если христианская Алвания сохранилась на Удинском Западе от Эрети до Капалака, если под собирательным названием «алванцев» скрывались удины, а языком собственно алванцев-христиан был древнеудинский язык.
Кто уполномочил потомков степняков судить армянскую церковь, когда, представляемый ими народ ничего подобного не создавал проживая и пребывая в — древнейшем центре мировой цивилизации — Иране. Заточенные на лжи азербайджанские фальсификаторы от культуры не имеют право судить и вести разговор об армянской архитектуре, потому — что вызубрили ее по шпаргалкам бакинских пропагандистов, потому-что единственным доказательством их правоты являются неосведомленность читающей публики, османская наглость, натасканная псевдоистория Азербайджана, зависть и армяно фобия насаждаемая в республике, в т. ч., и И. Алиевым. Именно, он (25.03.2021 Информатор) посетил армянскую церковь Св. Богородицы, не V в., а XVII в. в селе Цакури Гадрутского района и пальнул заранее заученную ложь, что она является «алванской», что армянские надписи на стенах «фальшивые», и поручил специалистам стереть (есть и такая специальность в Азербайджане) средневековые армянские надписи со стен церквей и памятников армянского Арцаха.
Удин Р. Данакари – бакинская утка говорящая по-бакински — путает армян с азербайджанцами, только монголо-азеры разрушают церкви и стирают армянские надписи со стен армянских церквей. Армяне никогда, нигде не разрушали церкви, тем более алванские, которые строили сами же армяне.
I в. до н. э. – V в. н. э. царство Кавказская Алвания
В 325г., первый патриарх Алвании Григорис (325-335гг.) объявил христианство государственной религией Алвании, основал Алванскую церковь, а также предпринял строительство церквей в столичном Капалаке и Дербенте не сохранившихся до наших дней. («Сегодня, в Дербенте находится Армянский храм XIX в., который функционирует как Дербентский музей изобразительных искусств. Армяне Дербента активно участвовали в реставрации алванского храма в с. Нюгди Дербентского района –заложенного в 331 году. 21.08.2022г. в с. Нюгди, в храме Св. Григориса был освящён купольный крест и изображения святых. Али Албанви. 2022г.»)
В 371г. в Дзиравской битве между армянами и персами алванский царь Урнайр (360-379гг.) решил сразиться с армянами и приказал воинам не убивать пленных, чтобы потом увести их в Алванию для использования (заметим!) на строительных работах. В битве царь отделался легким ранением в голову и сбежал с поля боя, лишившись «пленных армянских строителей», которые продолжили строительство церквей после 378г., когда царь Урнайр во-второй раз провозгласил христианство государственной религией Алвании.
Строили армяне и при царе Есвагене (414-444гг.) параллельно со школами, где учащихся обучали на древнеудинском языке алванскому алфавиту созданному Месропом Маштоцем. Почему на удинском? Потому-что, этноним «алванцы» в III в., и после, так и не стал самоназванием населения Алвании, которое на западе и в столичном Капалаке говорило на древнеудинском языке. В 1996г. в монастыре Св. Екатерины на Синае был обнаружен грузино-алванский палимпсест VII — X вв., представляющий собой богослужебный сборник с отрывками из Нового Завета. Дешифровка палимпсеста установила, что языком собственно алванцев-христиан V- VII вв. был древнеудинский язык, а под собирательным названием «алванцев» скрывались удины проживавшие на левом берегу Куры от Эрети до Шаки и Капалака.
В 447 г., через 24 года после создания алванского алфавита, под давлением Сасанидов царь Ваче II (444-461) был насильственно обращен в зороастризм. В 457 г. он поднял восстание и в — третий раз провозгласил христианство государственной религией страны, но в 461 г. восставшие потерпели поражение, Ваче II лишился трона, а Алванское царство прекратило существование. Строительство церквей в Алвании приостановилось, а гонения на христиан ужесточились, но процесс христианизации Алвании, удинизации церковной литургии, развития удинской письменности и литературы на основе алванского алфавита был запущен.
В 461 — 569гг. в армянских областях Арцах-Утике и в Алвании произошли ряд судьбоносных событий, которые в корне изменили политическую карту Восточного края Армении и Восточного Закавказья.
Царство Кавказскую Алванию сменило Алванское марзпанство
1). В 462 г., Сасаниды объединили левобережную Алванию и правобережный Восточный край Великой Армении Арцах – Утик в двуединое марзпанство Алванию, южной границей которой стала река Аракс. Напомним, согласно античным греко-римским историкам граница Кавказской Албании с Великой Арменией проходила по реке Куре. Администрация нового марзпанства была перенесена из алванского Капалака в армянский Партав, ставший экономическим и политическим центром провинции. В это же время, название «Алвания-Агванк» распространилось на армянское Куроараксинское междуречье, стало географическим и конфессиональным маркером армян Арцах-Утика ставших последователями Алванской церкви.
Заметим, именно, это — этнически нейтральное название «Алвания-Агванк» псевдоисторики Советского Азербайджана сделали этнически алванским названием всего марзпанства и распространили его на правый, армянский берег Куры, объявив его изначально алванским, армян Куроараксинского междуречья обармянившимися алванцами, а себя с удинами прямыми наследниками Алвании, что не имеет ничего общего с историей. В качестве противодействия этой азербайджанской лжи, для обозначении армянских государственных образований Куроараксинского междуречья мы используем их армянский аналог «Агванк»: агванское марзпанство (462 – 642гг.), агванское княжество (642-821, 837-893гг.) и агванское царство (893 – 1060гг.).
Алванское марзпанство сменило агванское царство Вачагана III (485-510гг.)
2).В 485г., в Алвании была восстановлена царская власть, царем стал последний «араншахик» армянской династии Аршакидов — Вачаган III (485-510 гг.). Царь в 4-ый и в последний раз провозгласил христианство государственной религией Алвании. При Вачагане III была построена великолепная базилика V в. около Тигранакерта, в которой археологи нашли печать царя. Формально, Вачаган III Благочестивый был царем единой Алвании, но вследствие возобновившихся походов кочевников с севера левобережная Алвания оказалась за пределами границ его царства, а он со своим двором находясь в армянском Арцах – Утике, по факту, стал первым царем армянского Агванка, продолжив традиции Алванского царства в Восточном крае Армении. После смерти царя власть опять, перешла к персидским марзпанам, строительство церквей в стране сократилось, а гонения на христиан возобновились, но развитие древнеудинской письменности и литературы продолжалось.
Агванское царство Вачагана III сменило Агванское марзпанство
3). В сер. VI в., на фоне участившихся разрушительных набегов кочевников на Алванию, согласно историку М. Каганкатваци: «.. в 552 г. престол Алванского патриарха был перенесен из Чора (Дербента) в великий город Партав, где в патриархи — католикосы возвели владыку Абаса из гавара (уезд) Мец Аранк» в Арцахе. Перенесение патриархата на армянский берег повлекло за собой его арменизацию, в результате чего он стал первым католикосом Агванской церкви с резиденцией в городе Партаве продолжившим традиции Алванской церкви в Куроараксинском междуречье. В итоге, без институтов царской власти и верховного иерарха Алванской церкви строительство церквей в Алвании резко сократилось, персидские власти зачастую запрещали строительство церквей, что не позволило создать необходимых условий для формирования Алванской школы архитектуры. Процесс удинизации церковной службы, развития удиноязычной письменности и литературы был оставлен на самотек, но к чести служителей низшего звена Алванской церкви, они справились с задачей, на древнеудинский язык с армянского оригинала был переведен Новый завет, а также была создана богослужебная литература. Древнеудинский язык — стал официальным языком Алванской церкви и языком – койне Алвании.
4). В сер. того же VI в. разрушительные нашествия кочевников на Алванию подстегнули Сасанидов заняться обороной страны. В 562г. шаханшах Хосров I (531-578гг.) разгромил кочевников, а в 569г. завершил строительство Дербентской заградительной стены(85км) между Кавказскими горами и Каспием. По словам арабского историка Масуди, он поселил вдоль северной границы страны народы с их царями, назначил каждому сан и титул и отвел границы: царь гор Сарира, Вахрарзаншах, Филаншах, царь ал-Лакзов, Табарсараншах, Джурджаншах, Лираншах, Ширваншах и др. В итоге, сложившаяся политическая, этническая, языковая и географическая чересполосица Алвании стала причиной распада и дробления Алванского марзпанства на мелкие царства и княжества не имеющие никакого отношения к Алвании и к ее названию.
Название Алвании сохранилось за армянским Агванком, где о себе стали заявлять армянские княжества Араншахикянов. Кавказскую Алванию сменил Армянский Агванк на правом берегу Куры, а Удинско-христианский Запад на левом берегу Куры от Эрети до Капалака поддерживал через Алванский архиепископат теснейшие связи с Агванским католикосатом в Партаве.
Т. о., в сер. VI в. Армянский Агванк стал наследником царства Кавказской Алвании и Алванской церкви. Христианская Алвания сохранилась на Удинском Западе от Эрети до Капалака, Синайский Синаксарий доказал, что под собирательным названием «алванцев» скрывались удины, а языком собственно алванцев-христиан V- VII вв. был древнеудинский язык.
Агванское марзпанство сменило Агванское княжество Михранидов
В 629 г. родственный Сасанидам персидский род Михранидов, переселившийся в конце VI в. в гавар Гардман области Утик в Агванке, действуя в русле завоевательной политики Персии в Закавказье, добился от них титула «первых князей Агванка». Но, этот факт не изменил естественный ход истории Агванка: приняв христианство, Михраниды обармянились, стали поборниками христианства и защитниками независимости армянского Агванка в борьбе против Сасанидов до 642г. и Арабского халифата в 700-821гг.
VII в. стал эпохой расцвета Армянского Агванка и Удинской Алвании: на древнеармянском языке были написаны две главы «Истории страны Агванк» М. Каганкатваци, а в Удинской Алвании на древнеудинском языке был написан дошедший до нас Синайский Синаксарий – палимпсест VII в. В Дербентской крепости была построена древнейшая в Российской федерации крестово-купольная церковь очень похожая на церкви Армении. Позже, мусульмане сняли купол церкви, засыпали стены снаружи землей, замазали замазкой внутри и превратили в водохранилище. Последний князь Агванка Михранид Вараз-Трдат III был убит в 821 г. Символично, что его жена спасая свою дочь Аспраме, явилась в крепость армянского князя араншахика и предложив союз двух фамилий, выдала свою дочь замуж за князя Хачена – Атрнерсеха.
Княжество Михранидов сменило Агванское княжество Араншахикянов
Персидская империя Сасанидов укрепляла свои северные границы, но сила сокрушившая державу Сасанидов пришла с запада, с Аравийского полуострова. В 700-х гг. арабы завоевали Армению с Закавказьем, все четыре марзпанства: Западную и Восточную Армении, Варджан (армянский Гугарк с Восточной Грузией) и Аран (армянский Агванк с мелкими царствами Восточного Кавказа) и объединили в одну провинцию Арминию, поделив ее на четыре востиканства, тоже, Арминии. В конце VIII в. арабы в массовом порядке начали заселять Арминию арабами – мусульманами. Алванские народности утратили свой накопленный культурно-политический потенциал и растворились в новой иранско-арабской среде, но не сошли с исторической арены. В успешной борьбе Арцаха против арабов князь Сахл Смбатян в 837 г. добился титула князя Агванка «Батарик ар-Ран» (араб.).
Арабы не ушли из Первой Арминии (армянский Агванк, удинская Алвания и лезгинский Ширван), они просто растворились в лезгиноязычном море передав части населения новую религию – ислам. В итоге, лезгиноязычный Кавказ выжил и победил.
Княжество Араншахикянов сменило царство Араншахикянов
Внук князя Сахла Смбатяна Григор — Амам распространил свою власть на Закуринские земли Удинской Алвании до Кавказского хребта и в 893 г. добился титула «Царя Агванка».
Процесс этноконсолидации на основе религиозной и этнолингвистической общности в среде лезгиноязычных христиан на западе Алвании завершился образованием в IХ-Х вв. единого удинского народа, ставшего народом доминантом христианского Армяно-Удинского царства Эрети — Шаки – Капалак. Этноним «удин» остался самоназванием христиан Алвании, из чего следует, что современный, лезгиноязычный народ — удины являются единственными прямыми потомками древней Алвании. Армяно-Удинское царство Агванк просуществовало до 1060г.
Если подсчеты Р. Данакари верны, то 300 церквей из 400 в Агванке (Арцах-Утик, Карабах) на правом берегу Куры – армянские церкви, а оставшиеся 100 церквей на алванском левобережье Куры удино-армянские церкви IV — XX вв. Но, это не все.
Турция — Азербайджан; культурный геноцид армян продолжается
Марионетка Р. Данакари в 2019 г. посетил армянскую церковь Сурб Хач (Св. Крест) на острове Ахтамар озера Ван, провел в ней службу по надуманному «православно-удинскому образцу» и, по указке Баку, заявил о своих «правах», также, на эту национальную святыню Армении. То есть, бакинские прожектеры решили доказать армянам, что не только церкви Арцаха, но и Западной Армении, также, являются алванскими. И, это, тоже, не все.
Азербайджан действует не один, а в купе с турецкими наставниками для которых нет ничего святого. В указанное время, верхушка турецкой фашистствующей организации «Боз курт» («Серые волки») провела показательную мусульманскую службу в соборе Св. Богоматери столицы Ани недалеко от границы с Арменией, а турецкие власти превратили в мечеть собор Святых Апостолов города Карса. Повторяется ситуацию сложившаяся с собором Св. Софии в Стамбуле.
Более того, политический прожект Баку по алванизации наследства ААЦ в Арцах — Утике поддержал сам Константинопольский Патриарх. За всем этим абсурдом просматривается тень Эрдогана. Именно он, сделавший ислам фактором мировой политики, вообразивший себя халифом всех правоверных мусульман, султаном неоосманской империи и тюркбаши всех тюрок обеспечил поддержку проекта по созданию т. н. «Удино — Алванской церкви Азербайджана» Православным Константинопольским патриархом Варфоломеем XVI.
10.07.20.(RT) Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в Стамбуле в музей и разрешил сменить статус собора, превратить Айя-Софию в мечеть. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал сохранить нейтральный статус собора.
4 июля 2020. (23.07.20. infoteka. “РИА Новости”) президент Турции Р. Эрдоган заявил, что обвинения в адрес Анкары в связи с возможностью лишения собора Святой Софии статуса музея являются нападками на суверенитет Турции. Подчеркнул: «Мы не вмешиваемся в дела молельных учреждений в других странах, таким же образом, ни у кого нет права или полномочий вмешиваться в вопросы, связанные с нашей святыней». Вот так, выражая и вызывая ненависть и презрение, кичась своим османизмом, унижая своих сограждан-христиан и их зарубежных единоверцев, Эрдоган демонстративно подтверждает свои заявки на названные выше титулы. Однако, дело в том г-н президент, что собор Св. Софии не ваша святыня. Она ваш военный трофей, ваша собственность , ни более. Ни исторически, ни в религиозном, ни в архитектурном, ни в культурном, ни в цивилизационном плане, в отличие напр. от мечети Сулеймание рядом со Св. Софией, она не имеет ничего общего с вами. Вы не имеете никакого отношения к этой святыне. Вы наслаждаетесь тем, что, только, владеете выдающимся творением человеческого гения — бесценным, совершенным и священным сооружением не постигая ее цивилизационно-религиозную ценность. Вот в чем ваше несчастье. Этот разлом, разрыв между формой и содержанием понимал Ататюрк и объявил собор музеем. Вы же, с братом Ильхамом, все еще, пребываете в мрачном средневековье.
Вопрос превращения церквей в мечети, изменение статуса церквей, чтение намаза в церквах, проведение службы в армянских церквах по несуществующему алванскому церковному образцу– это вопрос не суверенитета и не невмешательства в дела молельных учреждений др. стран. Никто не посягает на суверенитет Турции и манипуляции на этот счет неуместны. Зададим, лишь, один вопрос руководителям Турции и Азербайджана. Кто выстрадал и построил в 1887г. собор Св. Христа Всеспасителя в Шуши? Кто построил в 556г. собор Св. Софии в Константинополе? Кто построил в 915г. церковь Св. Креста на острове Ахтамар озера Ван? Кто построил в 937г. собор Святых Апостолов в Карсе? Кто построил собор Св. Богородицы в 998г. в Ани? Кто строил церкви Сомелы в Трапезунте и Св. Макара на Кипре? Можете не отвечать. Строили не турки, а армяне и греки. Кто расписывал стены церквей, которые вы сегодня закрашиваете краской. Можете не отвечать. Эти святыни — памятники христианской архитектуры, будучи собственностью Турции, по сути, являются выражением армянской и греческой цивилизационной идентичности, шедеврами мировой культуры, следовательно, все, что творится с ними, касается, и армян, и греков и мирового сообщества.
И так, вопрос изменение статуса церкви, изменение ее облика, проведение чуждых данной церкви религиозных обрядов, факт неуважительного отношения к святыням исторических соседей – вопрос цивилизационный, вопрос культуры межнациональных отношений. Мы или решаем вопрос церквей в духе 1934г., цивилизованным образом или по старинке, решаем его османско — каракоюнлинским, варварским, турецко-азерским методом? То есть, не решаем его в принципе, сохраняя статус кво: «Нет соседей без проблем».
То, что происходит с собором Св. Всеспасителя Шуши называется культурным геноцидом армян по-азербайджански. Но это не все. Поскольку церковь Шуши — XIX вв., а села Цакури Гадрутского района — XVII в., то игнорирование времени строительства церкви убеждает нас в отсутствии у азербайджанской стороны научной обоснованности т. н. «Алванской повестки». Все намного проще. Здесь действует постулат: «армянин-это плохо и все», «Армения виноваты в том, что находится между Турцией и Азербайджаном, и все». То есть, мы имеем дело с обыкновенным турецко-азерским нацизмом объявляющим всех армян нерукопожатными гражданами соседних республик, исключающее их совместное проживание с туркоазерами на равных условиях в одном государстве (факт-два недавних общественных опросов в Азербайджане показали, что азербайджанцы исключают возможность совместного проживания с армянами в одном государстве), а также, дальнейшее существование Армении как независимого государства между Турцией и Азербайджаном.
Следовательно, причины армянофобии кроются не в армянах и не в азербайджанцах. Геноцидный Азербайджан продукт деятельности всех советских и постсоветских политических руководителей республики, точнее в их госзаказах, которые они отпускали псевдоисторикам.
Приведем один из последних примеров того, как в Азербайджане раскручивают тему армянофобии. 14.12.2005 г. в своей речи по случаю 60-летия АН Азербайджана И. Алиев, повторяя своего отца призвал ученых вовлечься в программу «обоснования» отсутствия исторических прав армянства на Нагорный Карабах и пообещал субсидирование программы по разработке и пропаганде тезиса о том, что «армяне пришли в Нагорный Карабах – неотъемлемую часть Азербайджана – как гости» и что «…нынешняя Армения, территория, именуемая на карте Республикой Арменией, – это исконно азербайджанская земля».
После знакомства с речью И. Алиева становится ясным, откуда у Азербайджана такие «научно-обоснованные» претензии к армянским областям богатым памятниками армянской материальной культуры. Понятны также мотивы «восстановления» Албанской церкви в Азербайджане, а также роль удинов типа Р. Данакари для обслуживания ставших армянскими «албанских» церквей на территории исторического Армянского Агванка — Армении.
Вместо заключения: залогом добрососедских отношений между Арменией и Азербайджаном с Турцией является цивилизованное решение вопросов культурно — религиозного характера. Это прежде всего касается отказа от 1. изменения статуса церквей, 2. превращения церквей в мечети, 3. изменения облика церквей, 4. проведения чуждых данной церкви религиозных обрядов, в частности, проведение службы в армянских церквах по несуществующему алванско-удинскому церковному образцу и 5. чтения намаза в церквах (Западной Армении).
Азербайджанские пропагандисты должны отказаться от нацистской по сути «Алванской повестки», от проекта под названием Алванско-Удинской церкви Азербайджана, объявляющей все церкви Арцаха-Карабаха алванскими, в которую не верят сами азербайджанцы, а армян нежелательными персонами в республике.
Все вопросы с Турцией и Азербайджаном руководство Армении должно решать в союзе с Россией — единственным союзником и компетентным защитником интересов Армении и армянского народа, которая более 200 лет уже присутствует в Закавказье и в курсе всех культурно-исторических достижений и упущений имевших место в Закавказье.
Гаспар Ерицян.
(Фонд развития туризма в Армении)