Скандал в благородном семействе: потомки Ерванда Кочара 45 лет никак не поделят наследство

Страсти вокруг музея известного армянского художника и скульптора Ерванда Кочара не утихают уже несколько дней: оказывается, между потомками возник разлад. Младший сын художника подозревает, что работы его отца, которые он сам передал на хранение музею, куда-то исчезли.

Дочь старшего сына Кочара — Карине Кочар (директор музея) заверяет, что это дезинформация, у них не пропало ни одно произведение.

Ранее младший сын Ерванда Кочара, кинорежиссер Рубен Кочар, заявил, что семь работ, которые он подарил музею своего отца, общей стоимостью около $500 тыс, исчезли. У него также сомнения в подлинности произведений искусства, находящихся в государственной собственности в музее, а также подозрения в незаконных сделках. В связи с этим инцидентом в настоящее время Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело.

Адвокат Тигран Атанесян на пресс-конференции заявил, что еще в 1984 году Рубен Кочар по соответствующему документу передал вновь открытому музею для временной экспозиции 21 работу отца — картины, статуи и графические работы.

«Недавно выяснилось, что одна из этих картин находится в музее Армянской апостольской церкви в Москве, в качестве подарка армянского благотворителя. Отмечу, что никто не имел права передавать одну из работ в подарок другому лицу или учреждению. В связи с инцидентом было возбуждено уголовное дело, но подвижек по нему нет уже 9 месяцев. Два дня назад мы подали заявление в Государственную контрольную службу, для проведения расследования», — сказал Атанесян.

Все работы Кочара-старшего в свое были унаследованы его вдовой Маник Мкртчян. Кочар-младший отметил, что основная часть произведений искусства, хранящихся в музее, является его собственностью, поскольку его мать перед смертью подарила их двум своим детям — Рубену и Айказу Кочарам.

«Когда приближалось 125-летие Ерванда Кочара, я спросил свою невестку Лалу Мартиросян (на тот момент была директором, а сейчас — хранитель, ред.), где находятся работы, которые я передал музею, на что она ответила, что через неделю мне об этом сообщат. Мне дали бумагу, в которой говорилось, что этих произведений в хранилище нет», — сказал Рубен Кочар.

Речь идет о следующих произведениях: «Портрет Ивана Читечяна» (1926 г.), «У окна» (1968 г., найден в Москве), «Трое в кафе» (1918 г.), «Человек в маске» (1926 г.), «Голова» (1933 г.), «Мужчина и женщина» (1930 г.), «Женщина, распустившая волосы» (1930 г.).

Сын художника заверяет, что печется о сохранности работ, чтобы наследие его отца не разбазарили, передав ценные экспонаты неким коллекционерам. Он признает, что дал согласие на продажу государству лишь одной работы — портрета своей бабушки, но о судьбе остальных ничего не знает.

Более того, Кочар считает, что знаменитый автопортрет его отца, выставленный в Национальной галерее Армении, может быть подделан. У него возникли такие подозрения, потому что он помнит рассказы отца об этой картине. В нижней части автопортрета была изображена дощечка с двумя отверстиями под гвозди, а сейчас этой детали на картине нет.

Во избежание необоснованных пересудов о том, что все это может быть обычной семейной склокой, Кочар заявил, что у них со старшим братом Айказом всегда были очень хорошие отношения, никогда не было разногласий, они всегда понимали друг друга.

Чтобы услышать второе мнение корреспондент Sputnik Армения связался с директором музея Карине Кочар, которая отметила, что в этой истории сыграл свою роль фактор обычной человеческой жадности, а все началось после смерти ее отца Айказа Кочара.

«До тех пор между двумя братьями не было никаких проблем с разделом наследства поровну, оба занимали равные позиции. После кончины брата он (Рубен Кочар — ред.) решил стать владельцем всех работ, переданных музею. Нет никаких нотариальных обоснований, подтверждающих, что эти работы полностью принадлежат дяде. Наоборот, есть документы, подтверждающие, что они обладали равными правами», — сказала директор музея.

По её словам, 7 работ, о которых говорит Рубен Кочар, находились в частной собственности и были зарегистрированы в журналах хранения временных экспонатов. В 1993 году они были возвращены отцу Карине, Айказу Кочару, на правах распоряжения ими.

«Недостаточно голословно заявлять, что работы принадлежат Рубену Кочару, никаких подтверждающих эти заявления документов нет. Картина в Москве (о которой на пресс-конференции говорил Рубен — ред) принадлежала двум братьям, но распоряжался ими Айказ Кочар. У нас есть удостоверяющий этот факт документ. Мой отец распорядился несколькими работами по своему усмотрению. А три работы — автопортрет бабушки и еще две скульптуры, которыми владел Рубен Кочар, приобрело государство и перечислило ему большую сумму», — отметила Карине Кочар.

Она заверила, что ничего не пропало, каждые 3 года проводились проверки не только музеем, но и другими организациями, и за эти годы ни один экспонат не исчез и не был украден. Следующая проверка планировалась в этом году, но в связи с юбилеем перенесена на 2025 год.

Директор музея намерена вместе с адвокатами доказать неправоту своего дяди по всем пунктам обвинения.

В Ереване установлено несколько скульптур Ерванда Кочара. Одним из символов армянской столицы является конная статуя Давида Сасунского работы Кочара, расположенная на привокзальной площади.