Шаэн Хачатрян — музейный воин

Архив 201427/09/2014

Искусствоведу Шаэну Хачатряну завтра исполнится 80 лет. Сказать, что он только лишь искусствовед, — слишком мало. Он в самом полном и буквальном смысле слова — деятель культуры. Это закреплено официально: Хачатрян — заслуженный деятель культуры. Тот самый случай, когда нет никакой, как часто бывает, ошибки. Армянскому искусству и, соответственно, культуре он отдал едва ли не шестьдесят лет. Целиком и без остатка.

Тяга к искусству таилась в Шаэне с раннего детства, еще в родном Алеппо, откуда в 47-м они всей семьей репатриировали в Армению. Первые годы были совсем не сладкими — жили восьмером в одной небольшой комнате, пока отец Геворг, каменщик, не построил дом. Однажды попался юному Шаэну на глаза “Огонек” с репродукцией Айвазовского. Картинка заворожила его: нежная любовь к маринисту вспыхнула внезапно и осталась навсегда. Так все и началось с Айвазовского. Кто бы знал, что любовь перерастет в страсть и Шаэн Хачатрян напишет о великом маринисте множество статей, составит несколько альбомов, организует масштабные выставки. Свою борьбу за признание армянскости художника он довел до знаковой фразы директора Музея им.Пушкина в Москве Ирины Антоновой, которая заявила, что Айвазовский как русский художник, так и армянский. Пока же в 59-м году он стал работать в Картинной галерее. Первой задуманной и осуществленной акцией стала “переброска” знаменитой работы Айвазовского “Ной спускается с горы Арарат” из Матенадарана в Галерею. Знак судьбы. Потом уже он узнал, что картину когда-то фактически спас и перевез из Ростова Варпет Сарьян. Годы спустя уже сам Шаэн Хачатрян обогатил Национальную галерею 12 работами Айвазовского, четыре из которых на армянскую тему. Благодаря его энергии фонды музея пополнились почти 400 произведениями известных армянских художников, большей частью мастеров диаспоры. Легко сказать. Если кому-то кажется, что все авторы или владельцы произведений с легкостью, из одной только любви к родине расставались с ними, то они ошибаются. Как правило, это требовало немалой работы, умения общаться с соотечественниками. Шаэн, как оказалось, умел. И с блеском.
В 1967 он стал директором Музея Сарьяна. По желанию самого Варпета. “Я желаю, чтобы ты был моим другом и работал со мной”, — сказал мастер. Позже он назвал его музейным воином. Так и случилось. Шаэн работал самозабвенно и истово 38 лет. Именно ему удалось обогатить собрание 80 работами, представить искусство великого Сарьяна в крупнейших городах Союза и за рубежом. Впервые показал ранние работы Варпета, которые для очень многих — повсюду — стали откровением. И опять же он подготовил несколько великолепных альбомов Сарьяна, до того невиданных. Один из самых представительных альбомов был выпущен французским издательством THALIA. Идея возникла после выставки работ раннего Сарьяна в Антибе, в Музее Пикассо. Событием стал альбом, изданный “Авророй”.
В 1991 году Шаэн Хачатрян вернулся в Национальную галерею в качестве директора. Не стоит и говорить, как нелегко было в те “нехорошие” годы. Но музей работал, даже удалось отремонтировать залы и фондовые помещения. Подготовил несколько экспозиций. А всего на его счету больше ста выставок армянского искусства в Армении и за рубежом. При всей сложности директорской работы он умудрялся писать о художниках 60-х годов. Выпустил книги и альбомы — сегодня их у него около тридцати.
Конечно, как любой искусствовед и арт-критик он избирателен. Имеет свои приоритеты: Айвазовский, Сарьян, Минас, Акоп Акопян, Рафаел Атоян, Аршил Горки, Петрос Контураджян, Гарзу. Всегда писал о тех, кого любит и понимает. Особая сфера его деятельности — искусство диаспоры. В частности, франко-армянских художников. Многих из них он обнаружил впервые. Книга-исследование Хачатряна о них — ценнейший труд.
Энергии у Хачатряна всегда было с лихвой, прямо через край. Тем не менее однажды Минкультуры рассталось с опытным специалистом. Сказали, возраст, мол, не позволяет. А ему не было и семидесяти. Его опыт и знания оказались отечественной культуре не нужны. Не пришлись ко двору… Он, однако, не прекратил общественно-полезной деятельности и уже восемь лет является советником по культуре Первопрестольного Св.Эчмиадзина, лично Католикоса Гарегина II. Куратор вновь созданного Музея “Хримян”, где наряду с десятками работ художников Армении и диаспоры будет представлен замечательный американо-армянский художник Аршил Горки.
Возраст возрастом, но Шаэн Хачатрян не знает ни минуты покоя. Продолжает выпуск им же инициированной серии небольших книг об армянских художниках, скоро выйдет восьмая. Выпустил книгу (плюс CD) о своем друге — известном скрипаче Жане Тер-Мергеряне. Один из его недавних альбомов — “Цвет боли” — вобрал произведения, посвященные геноциду 1915 года. Это первый и пока единственный альбом такого рода. Он немало содействовал созданию Музея изобразительного искусства в Шуши, которому подарил работы — графику и живопись — из своей личной коллекции. Он и сейчас курирует этот музей. Кстати, на днях указом президента НКР Бако Саакяна ему присуждена медаль Благодарности.
Шаэн Хачатрян предан родной культуре как немногие в наши дни, и навсегда занял в ней достойное и заслуженное место. Хоромов не нажил, но другого выбора себе не оставил. Он продолжает делать то, что ему предначертано.