Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра родину продашь

Культура07/12/2021

19 лет назад не стало выдающегося саксофониста, аранжировщика, дирижера Георгия Гараняна

Даже если ты не собирался «продавать» родину, а потому не играл джаз и даже его не слушал, имя Георгия Гараняна знакомо тебе хотя бы по титрам огромного количества лучших советских фильмов – он был либо композитором, либо дирижировал оркестром Госкино. Или играл соло на саксофоне. Так играл, что получил очень яркое прозвище.

В советских консерваториях все было нормально, но играть на саксофоне так, как это делал Георгий Гаранян, в них не учили. Тем более не учили этому в Московском станкоинструментальном институте, который Гаранян зачем-то окончил, получив все шансы никогда не стать музыкантом.

Да вот не проработал инженером-механиком широкого профиля (так назвалась приобретенная профессия) ни дня, и в музыку все же пошел, сдав экстерном экзамены на получение диплома дирижера в московской Консерватории.

Георгий Гаранян родился 85 лет назад, 15 августа 1934 года в Москве. Отец, Арам Гаранян, бежал, потеряв родителей, из города Урха (турки называют город Урфой) в апреле 1915 года, найдя убежище и создав семью в России.

Георгий Арамович вспоминал, что когда пришло время учить его армянскому, отец был на фронте, поэтому он и остался в этом смысле с начальными знаниями. Но музыке это не помешало.

Еще в «станкоинструментальный» период жизни, в середине 1950-х, Гаранян смело возглавил коллектив музыкантов из 8 человек – его называли «золотой восьмеркой» – вскоре все они оказались в молодежном оркестре Центрального Дома работников искусств под руководством Юрия Cayльcкого.

В 1958 году Гapaнян зaигрaл на caкcoфoне в оркестре Oлeгa Лyндcтpeмa, a в 1966 году в эcтpaднoм opкecтpe Bcecoюзнoгo paдиo, им pyкoвoдил Baдим Людвикoвcкий. Тогда же Гapaнян игpaл и в небольших ансамблях, вместе с ними ycпeшно выcтyпaл нa джaз-фecтивaляx в Taллинe, Пpaгe и в Mocквe, сыграл массу концертов в СССР и за рубежом, записывался на радио.

Впоследствии Гаранян скажет, что, собственно, джаза в Союзе до 1960-х годов не было, были ритмические поделки «а-ля джаз», но они нравились людям и, в общем-то, знаменовали определенную степень творческой свободы. Он, со своим саксофоном, уже стал звездой, получив лестное и остроумное прозвище «сакс-символа» страны.

Гаранян становился лауреатом международных джазовых фестивалей в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, в Финляндии и Израиле. Он стал единственным джазовым исполнителем, на которого продавали абонементы (на три его обязательных концерта в течение года) в Большой зал московской Консерватории. Он записал компакт-диск с американской группой Oregon, игравшей этно-джаз, выступив в качестве дирижера, и номинировался с этим альбомом на «Грэмми».

Гаранян – композитор, исполнитель и дирижер – это еще и кинематограф, взрослый и детский. Это даже цирк: в конце 1980-х Юрий Никулин пригласил Гараняна в свой цирк на Цветном бульваре.

А кино… Это и фантастический фильм «Крик дельфина», и ставшие культовыми «Покровские ворота», «Мы из джаза», «Осенний блюз», «Бриллиантовая рука» и даже «Ну, погоди!». Всего не перечислишь.

Но далеко не все было гладко и удачно. В 1969 году, когда слава «сакс-символа» была в зените, он вдруг стал невыездным на долгие годы, вплоть до 1978-го. Гаранян, не признававший иных рамок в музыке, кроме творческих, не раздумывая, встретился с американским джазменом Уиллисом Коновером. Казалось бы, всего лишь встреча двух музыкантов, ан нет: Коновер-то, мало того, что был ведущим на радиостанции «Голос Америки», так еще и продюсировал концерты не где-нибудь, а в Белом доме. Словом, «криминал» был налицо, вот и воспоследовали санкции.

Но все проходит, прошло и это, и потом был его любимый ансамбль «Мелодия», с которым Гаранян развернулся так, как посчитал нужным.

«Мелодия» – это мой любимый ансамбль, что и говорить. Но когда я расстался с ними, было уже просто невмоготу. У меня было очень много композиторской работы, и мне было очень тяжело каждый день с четырех утра писать музыку, в девять идти на репетицию, с одиннадцати начиналась работа – и так до ночи. И каждый день на протяжении 10 лет», – рассказывал он в одном из интервью.

А ушел из жизни Гаранян практически на сцене: его госпитализировали в Краснодаре, сразу после новогодних праздников 2010 года. Георгий Арамович приехал для совместных выступлений с Мишелем Леграном. Вот как-то не сложилось на этот раз…

Рубен Гюльмисарян