САРИК АНДРЕАСЯН: «МНЕ ВООБЩЕ ПЛЕВАТЬ НА КРИТИКУ»

Культура09/10/2024

Месяц назад одной из самых ярких и неоднозначных личностей российского кино исполнилось  40 лет. К этому, по киношным меркам, короткому юбилейному рубежу режиссер, сценарист и продюсер Сарик Андреасян буквально прорвался с завидной творческой копилкой – в полтора десятка  фильмов и сериалов, с солидной многомиллионной зрительской аудиторией и с не менее «солидной» подборкой, по большей части негативных рецензий в адрес снятых им лент.

Годами ранее известный кинокритик Антон Долин, пытаясь разобраться в феномене Андреасяна и досконально изучив все его фильмы, написал: « Самая интригующая и неразгаданная фигура отечественного массового кинематографа, Сарик Андреасян — объект зависти и ненависти». При этом наш соотечественник, успевший отличиться и на поприще КВН и в мастерской Юрия Грымова, в дальнейшем столь же активно и динамично преуспевал в работе на площадке с кинозвездами: как российскими — Гоша Куценко, Вениамин Смехов, Павел Прилучный и иже с ними, так и с мировыми кумирами — Аленом Делоном и лауреатом «Оскара» Эдрианом Броуди.

Безусловно, следует особо упомянуть про российско-армянскую ленту Андреасяна «Землетрясение», выдвинутую на соискание премии «Оскар» от Армении. Однако картина получила отказ по причине превалирующего российского вклада в производство фильма. В любом случае,  «Землетрясение» был единственным фильмом режиссера, который получил положительные отзывы от критиков. В феврале прошлого года Сарик Андреасян начал работать над мультсериалом «Манюня» по одноименной повести Наринэ Абгарян.

Немаловажно и то, что при всех «изысках» и отповедях кинокритиков проекты Андреасяна продолжают получать государственные щедрые субсидии. Долин отмечает : «Возможно, над Андреасяном смеются, однако с ним считаются. А главное, его фильмы смотрит публика. Ругается, но смотрит».

Так что «НВ» посчитал совершенно резонной публикацию ( с некоторыми сокращениями)далеко не юбилейного и буквально недавнего интервью Сарика Андриасяна   сайту kino-teatr.ru. Тем паче, что в онлайн-кинотеатре стартовал третий сезон сериала «Жизнь по вызову» — проекта все того режиссера и продюсера.  

«От «Чикатило», «Землетрясения», «Жизни по вызову» и до «Войны и мира»

— «Жизнь по вызову» добралась уже до третьего сезона очевидно, что пользуется у зрителя успехом. В чем, на ваш взгляд, причина этой популярности?

— Для меня это был очевидный хит ещё на стадии съемок первого сезона. Мы были уверены, что этот герой и мир, который мы создаем, будет очень интересен зрителю. Это история человека, который борется за справедливость, будучи абсолютно неоднозначным героем. Именно это привлекло зрителей, так как наши герои многогранны, и лишь во вторую очередь — эротическая составляющая сериала и истории, происходящие вокруг мира эскорта.

А вам самому, как режиссеру и продюсеру, почему все еще нравится эта история? Нет ли усталости от персонажей и темы?

— Лично я готов снимать ещё очень много раз этот сериал. Это мой любимый сериал, так как на мой взгляд он смелый, честный, драматичный и одновременно очень трогательный, так как затрагивает вечные темы отцов и детей и моральной границы каждого человека.

К слову, о теме в чем, на ваш взгляд, основная идея и посыл сериала? Что закладываете конкретно вы? Есть ли какаято социальная функция у проекта?

— За легкими деньгами и желанием получить все и сразу скрывается ад, через который вам нужно пройти, и совесть, с которой вы вряд ли сможете ужиться. В любом раскладе это история о том, что путь эскорта — это тупик в той или иной момент жизни.

Обилие откровенных сцен в сериале есть ли в этом, помимо художественной оправданности и необходимости, элемент провокации, чтобы привлечь зрителя? И насколько в целом подобные приемы нечто табуированное, натуралистичное, откровенное на экране работают для уже в целом искушенной аудитории онлайнсервисов сегодня?

— К третьему сезону откровенных сцен становится меньше, больше прелюдий к откровенным сценам. Мы создаем имитацию эротического контента, а в реальности имеем детективный драматический триллер. Возможно, в первом сезоне и была провокация, но мы добрались до третьего сезона исключительно потому, что у нас высокохудожественный остросюжетный сериал с потрясающими актерами.

Большая часть ваших проектов в последнее время основаны на резонансных историях из прошлого или настоящего, можно сказать, что это уже стало вашим режиссерским и продюсерским стилем и почерком. Почему возникло именно это направление? Как вы выбираете материал, что самое важное в том или ином сюжете, чтобы вы обратили на него внимание и взялись за работу над ним?

— Важно, чтобы меня это волновало, как человека. Все мои проекты, основанные на реальных событиях, важны лично для меня как для человека. От «Непрощенного» до «Мужского слова»! Во всех этих фильмах есть я. Я воспеваю любовь, героизм, самопожертвование, и большинство реальных историй всегда про особенных людей, готовых на подвиги как в прямом так и в переносном смысле. Для меня важно, что люди видят правду пусть и в художественном виде. Реальная история честна по своей сути изначально, и мы живем в то время, когда очень нуждаемся в том, чтобы с нами были честны.

Вы один из самых активных и продуктивных российских режиссеров сегодня. Как ощущаете себе в условиях сниженной конкуренции с иностранным контентом, которые сложились сегодня? Помогает ли это в целом отечественным режиссерам и влияет ли на отношение и внимание наших зрителей к нашему кино?

Я работаю в профессии уже ровно 17 лет, а если брать с обучением, то 20 лет. Для меня всегда было понятно, что если ты много работаешь и делаешь качественный проект, то совершенно не важно, есть ли у тебя конкуренты или нет. Хороший контент нужен всем и всегда. Зритель никогда не откажется посмотреть что-то талантливое. Поэтому есть Голливуд или нет, лично мне абсолютно все равно. Надо понимать, что кинотеатры крутят по-прежнему голливудские фильмы, и, к примеру, мой «Онегин» собрал почти миллиард с учетом пиратской западной продукции. Одним словом, никто не ушел, и конкуренция есть до сих пор. Я в целом считаю, что у нас профицит российского контента, и столько зрителям не нужно, и победит в итоге тот, у кого будет самый качественный и талантливый контент.

— Действительно будете снимать «Войну и мир»? И почему у вас возник в целом интерес к экранизациям литературной классики? Не боитесь новой волны критики, или же она только подстегивает вас работать дальше?

Мне вообще плевать на критику. У меня миллионы зрителей, и они смотрят и идут на мои фильмы, и лично я никаких критиков никогда не замечал. Кажется, о них спрашивают только в интервью. Я читал «Войну и мир» несколько раз и всегда мечтал экранизировать роман. Будем считать, что я ждал своей возможности двадцать лет. Раз у меня появился этот шанс, значит я к нему готов.