Роман Балаян: Я боялся того дня, что не смогу навестить могилы родственников в Карабахе
В наше непростое ковидное время приезды в Ереван известного украинского кинорежиссера и нашего именитого соотечественника Романа Балаяна уже не носят некогда частый и регулярный характер. Вот и остается довольствоваться лишь сетевым общением с Народным артистом Украины, академиком Академии искусств Украины – всех почетных регалий и не перечислить! Тем более, что повод для разговора «НВ» с киноклассиком более, чем очевидный – Роман Балаян прервал затянувшуюся творческую паузу и снял новый фильм «Мы здесь. Мы рядом».
— Роман Гургенович, десять лет назад, еще во время первых наших встреч и бесед, вы с нескрываемой тревогой сказали: «Единственное, о чем я часто думаю, что вдруг наступит тот день, когда я не смогу навестить могилы моих родственников в Карабахе. Может, даже каждый день думаю о том, как бы перевезти прах дорогих мне людей — мамы, отчима, брата». А ведь тогда ситуация в Арцахе была диаметрально противоположной. И как вы думаете «тот день» уже наступил?
-Вроде, как нет, но чувство тревоги меня не покидает…
— Тогда же вы, в частности, заметили: «… Вообще—то, политика — не мой вопрос. Я знаю только одно — кто бы и как бы хорошо не относился к Армении, но в политическом и экономическом аспекте все страны предпочтут Азербайджан, потому что у неё есть нефть и у нее есть чем торговать». Вас не пугают подобные пророчества?
— Продолжают пугать…Ну, разве что в Армении придумают, сотворят нечто такое в науке, из за чего все наши соседи , не любящие (!) нас ,вынуждены были бы иметь хорошие отношения с нами, дабы иметь возможность пользоваться тем , что мы изобрели…
— Где—то год назад наконец—то прервалось ваше долгое – протяженностью аж в 12 лет! – киномолчание, и в Киеве состоялась премьера фильма «Мы здесь. Мы рядом». Причем, в преддверии вашего 80-летия! Ваше самочувствие и настроение в тот момент?
— Я подумал, раз почти нет проката, дай-ка я сниму фильм для себя. Фильм, в котором меня бы не волновало мнение будущих зрителей. Он и получился, прямо скажем, не очень зрительским. Правда, есть высокое мнение о фильме некоторых критиков и коллег, чьи оценки снятого мною фильма мне лестны. Это режиссеры Кшиштоф Занусси и Сергей Соловьев, критики Андрей Плахов иЗара Абдуллаева. Меня, именно, их мнение, конечно же, интересовало и во время съёмок…Также, как и на фильмах , когда-то, снятых для «себя» — «Поцелуй», «Первая любовь» и вот этот, последний . Вроде, как своей цели добился…
— Как прошла киевская премьера – в полном ли соответствии с традициями известного в киносреде не только своими прекрасными фильмами режисера, но и хлебосольного тамады Романа Балаяна, которому, казалось бы, не столь важно, нравится кому его фильм или нет, а гораздо важнее присутствие всех друзей за праздничным столом?
— Премьера прошла вполне нормально, но банкет я не мог провести, в связи с локдауном в ресторанах, что меня весьма огорчило. Один мой коллега ехидно съязвил, мол, везёт же этому Балаяну — не потратился на банкет…
— Судя по вашим интервью СМИ и нашим «стародавним» беседам о ваших замыслах в новой картине творчески соединились и получили воплощение все ваши задумки и эмоции последних лет. Я имею в виду и первые идеи об девушке—ангеле, и о враче, переживающем кризис среднего возраста, и о встрече двух одиночеств, и об обществе униженных и оскорбленных, в котором все мы пребываем, независимо от страны, в которой живем. Так ли это?
— Ты почти все сказал, мне нечего добавить…
— И все же, о чем и о ком ваш фильм?
— Как бы тебе не было плохо в этой жизни, не будь равнодушен к чужой, такой же. «-Прохожий, не проходи мимо лежащего, остановись на мгновение…»
— Это ваша первая черно—белая полнометражная картина. Кто же настоял на подобном решении – такой писал историю сценарист Роман Балаян, или все же режиссер Роман Балаян решил воплотить сценарный замысел именно в этой эстетике?
— Это была моя мечта ещё со студенческих времён. Продюсер считал, что ч/ б вариант не поспособствует удачному прокату, но я настоял на своём … Если мне удастся ещё что-то снять, сниму опять черно-белым .
— Роман Гургенович, говоря о том или ином развитии вашей истории вы постоянно упоминали солиста «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука, который и должен был обязательно сняться в главной роли. В чем секрет Вакарчука?
— У Вакарчука изначально, от природы, протестное лицо, как и у моего любимого Олега Янковского. Именно это ощущение от героя фильма мне было важно..
— Имело ли какое—то значение то, что Ахтем Саитаблаев внешне, хотя и очень отдаленно, но похож на вас – в пору «Полетов во сне и наяву», «Поцелуя», «Храни меня, мой талисман»? По моему мнению, Олег Янковский был внутренне – по духу, по настроению, по восприятию жизни — тождественен вашей личности…
-Это правда. Олег был моим альтер эго. Актером, через которого я мог объясняться со зрителем так, как мне хотелось бы.
— Вы снимали картину на украинском языке? Возникали ли проблемы в связи с этим?
— Нет. Разве, что мне не очень пока нравится наш украинский киноязык. Он, к сожалению, все ещё несколько литературен. Я, как мог, старался избегать этого, но не всегда получалось .Кстати, да простят меня армянские кинематографисты, того же разговорного киноязыка я не слышу и в их фильмах. В обоих странах я бы задумался над этим…
— Фильм «Райские птицы» вышел в 2008-ом, «Мы здесь. Мы рядом» – в 2020-ом. Вас не пугает подобная 12-летняя, чуть ли не зодиакальная цикличность? Раньше ваши творческие «простои» были вроде вдвое короче?
-Знаешь, если бы не случайная встреча на улице с министром культуры Украины Евгением Нищуком, может я и не снял бы этот фильм. Как-то встретились на улице, он и говорит: «Роман Гургенович, на следующий год министерство выделяет деньги на кино, и я очень хотел бы, чтобы вы сняли фильм под эгидой министерства. Я подал проект, его утвердили, не без его, видимо, подсказки сверху, и я снял этот фильм. А так бы я не снимал да и не очень горевал. Обожаю безделье, никому ничем не обязан, вставай утром, когда хочешь, езжай, куда хочешь , гуляй, где хочешь — кайф… Мне равных в ощущении безделья нет! Я — король безделья!!!
— Вы крайне беспристрастны к своим последним, извините, уже предпоследним трем картинам – «Две луны, три солнца»(1998), «Ночь светла» (2003), «Райские птицы» (2008), не очень привечаете их. Почему?
— Они близки мне по теме, как гражданину, но не как художнику. Хотя «Ночь светла» вроде не только, как гражданину…
— Может ли армянский кинозритель надеяться, что в скором времени также увидит вашу новую картину?
— Это решает продюсер фильма и тот, кто купит фильм. Тут я никак не контролирую…
Беседовал