Революционерам покоя не дают здания творческих союзов

Культурное пространство и его обитатели сильно обеспокоены: прокуратура, т.е. власть, решительно настроена огосударствить недвижимое имущество (гуйк — арм.) творческих союзов. Пока что карающий меч бархатной революции весьма недвусмысленно навис над Союзом художников и Союзом писателей. Прокуратура объясняет свои действия тем, что когда-то, много лет назад, был нарушен закон о приватизации и приводит кучу всяких юридических доказательств, а также букв и буквочек, иллюстрирующих эти нарушения. Пока что власть, расправляясь с художниками и писателями, пускает как бы пробные шары, но потом наверняка возьмется и за остальные творческие союзы. На днях руководство СХ и СП прилюдно озвучило свою позицию в Доме художника.

Председателей СХ Сурена Сафаряна и СП Эдуарда Милитоняна удивляет концепция прокуратуры: что означает вернуть государству здания и национализировать их? «Писатели и художники – часть народа, стало быть, часть государства, – говорит Милитонян. – Здания в 50-60-х годах были специально построены именно для творческих нужд и являются с тех пор культурными очагами для всего армянского народа, в т.ч. диаспоры». Сурена Сафаряна особенно возмущает часто используемый термин “имущество”. “Это не столько имущество, это история, это ценность нашей страны и народа”. Приватизация недвижимости, утверждает прокуратура, была проведена тогдашними компетентными структурами. Но причём тут собственно художники и писатели. «Только сейчас заметили?» – задается риторическим вопросом Милитонян. Он же говорит, что каких-либо углубленных обсуждений этой темы с ними не проводилось.

Первые досужие разговоры, что здания союзов наверняка отберут, шли давно, еще в самом начале демократических перемен. Публика в полном недоумении: с чего это вдруг решили экспроприировать собственность творческих союзов, неужели все в нашей стране в полном ажуре и что осталось только исправить «ошибки», связанные с приватизацией творческих зданий. То есть отберут здания и все будет розово-пушистым. Между тем все прошедшие со дня приватизации годы союзы занимались самообслуживанием – ремонтом зданий, в том числе и домов творчества без какого-либо вмешательства государства.

Инициатива Генпрокуратуры и НС выставить за дверь творческих людей, объясняя это государственным интересом, не выдерживает критики. Мало генпрокурора Анны Вардапетян, некий Сисак Габриелян, депутат НС от “Гражданского договора”, он же председатель постоянной комиссии по вопросам науки, образования, культуры, диаспоры, молодежи и спорта (не тяжек ли груз?), выступил со своей инициативой. Оба чиновника, судя по всему, весьма далеки от культуры и творчества. Здания союзов не пустующие промышленные корпуса, каковых немало в Ереване и в регионах. Это активные и самодостаточные очаги культуры. В Союзе художников проходят многочисленные выставки, уроки мастерства, встречи с мэтрами, в Союзе писателей обсуждаются новые книги, проходят творческие вечера, встречи и т.д. Расположились редакции литературных СМИ, а также театр “Богема”. В домах же творчества на Севане и в Цахкадзоре на очень льготных условиях отдыхают, вдохновляются и творят писатели и художники. Это плохо?

Так вот, говорят люди, и не только творческие, прокуратуре действительно нечем заняться, как грабить союзы? Сперва писателей и художников, а потом других. Допустим в самом деле приватизация проводилась с некими нарушениями, так накажите конкретных недобросовестных исполнителей, если они здравствуют, но зачем наказывать, к примеру, художников, которые от государства ничего не имеют: ни приобретений, ни заказов, ни договоров.

Поскольку был упомянут Дом творчества писателей в Цахкадзоре, зададим конкретный вопрос: занималась ли Генпрокуратура и лично генпрокурор законностью строительства гигантских зданий, возводимых в маленьком курортном городке вопреки логике и генплану, а также сотнями уничтоженных деревьев, разоренной землей и т.д. Едва не все цахкадзорские, пока уцелевшие, леса выставлены на продажу или имеют своих хозяев. А огромные якобы законные «объекты» в Разданском ущелье Еревана? Здесь все чисто с законностью или как? Может, эти объекты вне сферы интересов Генпрокуратуры, не то что беззащитные творческие союзы и робкие деятели культуры.

Почему прокуратура так невзлюбила союзы – вопрос открытый. Анна Вардапетян – 38 лет отроду – выдвиженец, креатура варчапета. Карьерный рост, усыпанный розами… Теперь вот взялась за преследование творческих союзов – то ли по инерции, то ли по наводке всемогущего шефа. Таким же шустрым выдвиженцем представляется Сисак Габриелян, который разработал проект о передачи имущества творческих союзов государству.

Если победу одержит Генпрокуратура, НС и тамошние крючкотворы, то куда денутся союзы? Может, их скопом решено запихнуть в культурный кластер мифического Академгородка – подальше от глаз. Недвижимость, очевидно, будет продана, как и здания вузов и научных заведений, как заявил варчапет, каким-либо банкам, всяким там евросоюзам, нато-шмато и прочим подозрительным организациям и личностям. Тогда будет у армянской власти радость, покой и счастье ведь чем меньше в городе студенчества, научных и творческих людей, тем лучше. Глядишь, и образуются деньги для Академгородка, ведь творческие союзы советская власть построила в самых лучших и привлекательных местах столицы, и все с залами – концертными, выставочными. Дорогие объекты. Кстати, вопрос: а где будут выставляться художники – в кластере, что ли? Упомянув о кластере, как в очередной раз не вспомнить МОНКС и его гендерного руководителя Жанну Андреасян, которая в начале своей плодотворной деятельности посетила творческие союзы, общалась с людьми, о существовании которых ранее и не догадывалась, давала какие-то обещания. Позиция МОНКС в связи с союзами пока неизвестна, этакое молчание ягнят. Молчаливое согласие подневольного госоргана с Генпрокуратурой. И в этот раз опять же представителей МОНКС не было видно. Между тем это гибридное министерство является куратором творческих союзов, кроме Союза архитекторов. По логике МОНКС должен горой встать на защиту творческой публики, но не тут-то было…

* * *

СХ и СП наотрез, чисто демократически, отказываются отдавать свою недвижимость в руки государства. Что тогда? Судебные исполнители, наряды полиции, красные береты, устрашающая техника… Карающий меч бархатной революции разнообразен – выбор большой.  (Отметим, что недавно мелькнул государственный и по форме, и по содержание вариант решения проблемы: мол, вы нам отдайте свое имущество, а потом мы вам его подарим.) Пока союзы писателей и художников вроде бы скооперировались для оборонительно-наступательных действий вплоть до бойкота передачи своего недвижимого имущества государству. «Мы будем защищать свои права и свою собственность. Я уверен, что общественность нас поддержит», – говорит Эдуард Милитонян. Этим же путем идет Союз художников. Что касается Палаты архитекторов и Союза композиторов и музыковедов, они пока в режиме stand up. Кстати, у архитекторов своего дома творчества нет, а Дом кинематографистов в Дилижане предыдущий председатель СК Рубен Геворкянц продал Министерству обороны.

Руководители творческих союзов предполагают встретиться с варчапетом до 30 октября: им кажется, что он сможет угомонить отмеченных выше ретивых чиновников прокуратуры и НС. Отметим, что ранее они встречались с президентом республики, но безрезультатно.

Вообще-то лучше всего Генпрокуратуре оставить эту идею национализации и в интересах государства заняться достойными и полезными делами. Так думает народ.

Карэн МИКАЭЛЯН