“Птичий глаз”, “старое золото” и рисунки от Рубена Мнацаканяна
Его материализованные мысли и вдохновение граждане Армении видят часто — в натуре и по телевидению. А все потому, что это общественные и официальные интерьеры. Их создал заслуженный деятель искусств, дизайнер Рубен МНАЦАКАНЯН. Самое главное — он профессионал. Вначале проучился в Политехе на архитектора, затем в Художественно-театральном на дизайнера. Мало того, прошел аспирантуру московской “Строгановки”, что дорогого стоит. Первую, но далеко не последнюю награду получил, будучи третьекурсником: его комплект детской мебели “Араик” отмечен золотой медалью ВДНХ СССР и авторским свидетельством. Денежное вознаграждение составило грандиозную сумму — 50 рублей. Патенты на “Араика” приобрели Латвия, Венгрия и Монголия.
Как бы то ни было, Мнацаканян значительную часть своей творческой энергии посвятил мебели и интерьеру. Со временем, как говорится, на него “вышли” и стали поручать оформление официальных помещений и кабинетов Арм.ССР, а потом и постсоветской Армении. Кроме этих важных проектов он выполнил и другие общедоступные. В этом ряду отметим сигарный бар “Смокинг” на пр.Маштоца. Весь целиком: интерьер, мебель люстры. Несколько живописных вставок на тему нарисовал Рубен Арутчьян. Самое главное — “Смокинг” бережно сохраняется владельцем. Никаких переделок. В известном смысле это уже традиция, пусть даже недолгая. До той поры, пока сохраняется функция. В этом смысле дизайн интерьеров — вещь преходящая. Рубен Мнацаканян очень сожалеет, что уже нет одного из лучших, по мнению автора и посетителей, интерьера ресторана “Барселона” (ул.Туманяна), в котором он использовал цвета и элементы каталонского искусства. Сменился владелец и все порушил.
Менее круто изменился ресторан “Гриар” на Амиряна, где во вполне европейскую среду Мнацаканяна вошли восемь больших панно Арутчьяна с красочными сценами из жизни европейского города. Недолго музыка играла: арендатор назвал ресторан “Кавказская пленница” и закамуфлировал панно. Авторы с тех пор в бывший “Гриар” ни ногой — обидно. И непонятно, какого ляда и с какой стати в центре армянской столицы должны фигурировать герои стародавнего, пусть даже симпатичного фильма. Пошлая скульптурная “группа” у входа лишь убеждает в этом.
В 2010 году Мнацаканяну заказали дизайн зала заседаний Национального собрания. Идея овального помещения прямо витала в воздухе — изменение прямоугольного зала бывшего ЦК партии было весьма актуально. Основной трудностью, по словам Рубена, было создание удобного рабочего помещения — такого, который прослужил бы долго без концептуальных изменений. Под стать зданию. Кроме схемы перепланировки на руках у дизайнера ничего не было. В итоге он сделал то, что так часто видят телезрители и журналисты. Представительный, серьезный дизайн, трибуна, панели за трибуной, двери, колонны и т.д. Цвет, конечно. И вся мебель, кроме кресел. Короче, все. В панелях он использовал дорогой натуральный шпон “птичий глаз”, то же в облицовке дверей из массива бука. Декорировал дерево голландским багетом цвета “старое золото”. В разных орнаментах — микс из армянских и классических узоров. Хочется надеяться, что зал заседаний останется таким еще очень и очень долго. Как история и традиция. И с той же функцией. В конце концов заседает же английский парламент в том же зале сотни лет. И ничего — получается.
Работа в НС этим не завершилась, и Мнацаканян выполнил проекты для залов приемов — Каминный и Белый — опять же с учетом архитектуры здания. Планировалось, что Мнацаканян также сделает проект экспозиционного зала, где будут выставлены дары от зарубежных делегаций. Это принятая практика в парламентах мира. Вскоре ему поручили оформление малого и большого залов Республиканской партии, а также кабинета председателя партии. Реконструирование здания XIX века диктовало свои правила игры, которые Мнацаканян принял. В частности, остроумно использовал в интерьере малого зала рисунок полукруглых окон. Сложнее было с большим помещением, расположенным на мансардном этаже, однако и тут решение, предложенное им, было принято с одобрением: Мнацаканян добился того, что ему как профессионалу верят и доверяют. Тем не менее, говорит он, полного доверия профессиональному дизайнеру даже его калибра нет. “Все стали архитекторами и дизайнерами. Где-то в журнале что-то видят и требуют: хочу это. Как упертые. Хорошо, если удается отговорить от заведомо ошибочного выбора. А если нет… Я делаю то, что считаю нужным. К сожалению, не всегда получается довести до конца то, что задумал. Часто появляются советчики и путают заказчика. Сбивают с пути”, — говорит Рубен Мнацаканян.
В дальнейшем он оформил зал заседаний Дома правительства, где на 5-метровой высоте расположились две росписи Минаса Аветисяна. (Одно время поговаривали, что их могут увидеть и простые смертные, но это, понятно, был блеф. К сожалению, эти работы художника начисто выключены из художественной среды.) Росписи сильно усложнили работу Мнацаканяна, не легче было и в других помещениях — залах для приемов, высота которых около десяти метров — Александр Таманян был щедр как никто. “Очень трудные помещения для создания гармоничного интерьера, — констатирует Рубен, — не только чересчур высокие, но и сложной формы. Пришлось визуально опустить потолок при помощи пятиметровых люстр и картин. Каких? Мгера Абегяна”.
По словам Рубена Мнацаканяна, сегодня мы в Армении можем своими производственными силами выполнять, причем на высоком уровне, каждую прихоть проектировщика. Все, что необходимо для любого интерьера. В том числе мебель. Он вспоминает, как в далекую советскую пору как-то сделал проект спального гарнитура для производства на Кироваканской фабрике. “Чтобы кровати, трюмо, тумбочки и гардероб были бы более красивыми, чем разрешалось, я использовал накладные узорные рейки. Проекты тогда утверждали в Москве. Посмотрели, сказали: дорого — нельзя. И только когда поняли, что “декор” пластмассовый, тиснули печать”. Очень смешно: причем Москва и армянская мебель для производства в Кировакане?
* * *
Рубен Мнацаканян находит время и для любимой карикатуры, и для живописи. Кстати, он является почетным членом Дома сатиры и юмора в болгарском Габрово — признанном мировом центре карикатуры и юмора.
Редакция «НВ» поздравляет Рубена Мнацаканяна с днем рождения, желает здоровья и реализации его творческих идей.
Карэн МИКАЭЛЯН