“Правила жизни” Армена Джигарханяна от Esquire

Культура05/10/2017

Одному из самых талантливых актеров советского, армянского и российского театра и кино, воплотившему в жизнь более 300 замечательных образов, основателю Московского драматического театра, педагогу сценического мастерства, народному артисту СССР Армену Джигарханяну исполнилось 82 года. В связи с этим издание Esquire опубликовало правила жизни от Мастера.

Иногда задают кошмарные вопросы. Меня один друг, не актер, спросил: “Когда вы на сцене кушаете — вы за это платите или нет”?
“Если хочешь понять, что у тебя творится в голове, в сердце, — читай и слушай классиков.”
“Я пятьдесят лет занимаюсь своей профессией и то еле-еле начинаю понимать, почему артист выходит на сцену и начинает делать вид, что он, например, Ленин. В этом есть какая-то патология. Как в общем-то и во всяком желании воздействовать на другого.”
“С женщинами знаете что самое страшное? С одной и той же женщиной в разных ситуациях чувствуешь себя по-разному. Сегодня: хорошо невероятно. Завтра: противно. Послезавтра: опять хорошо. А через две недели: кто это такая, зачем мне все это?”
“Люблю Роберта Де Ниро — у него глаза всегда меняются. Мы с Папановым работали за рубежом, платили нам мало, поэтому мы ели консервы. Однажды он мне сказал: “Если ты думаешь, что эти консервы не отражаются в наших глазах, — ты ошибаешься”.
“Я считаю, что Россия не футбольная страна. В России хорошо играют в хоккей. Мы — более жестокие, а футбол — игра нежная, ажурная.”
“Главное, чем мы живем, — это страх. Страх быть непонятым, страх, что о тебе плохо подумают.”
“Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Если целый час читать ребенку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.”
“Когда я первый раз читал “Театральный роман” — умирал от смеха. Читал недавно — плакал. Так и с фильмом “Место встречи изменить нельзя”. Когда-то все сходили с ума по Жеглову, а теперь, возможно, намного симпатичнее Шарапов. Но я не то чтобы часто думаю об этом фильме — он ушел уже. Даже не помню теперь, почему он так назывался.”
“Современное кино меня не интересует. Если и играю сейчас — то всякую мелочевку: дядю Петю или дядю Васю.”
“Мне один человек очень хорошо сказал про живопись: вот если тебе туда очень хочется — то это и есть хорошая живопись. То же самое и с музыкой, и со всем остальным.”
“Когда общество не имеет идеалов — театр ему не нужен.”
“У нас внутри образуются какие-то пустоты, и мы их заполняем. Один в карты играет, у меня — животные. Канал Animal Planet могу смотреть бесконечно.”
“Мое открытие: проблема Отелло — чистой воды расовая проблема. Дело не в том, что он ей не доверяет. Само их соединение — основа конфликта. Например, армяне уже двести лет, наверное, якшаются с русскими, но до сих пор не могут спокойно терпеть, когда русские говорят “е* твою мать”. Хотя русским кажется, что это просто выражение.”
“Смотрю на фотографию, где мне пятьдесят с чем-то, и думаю: “Какой молоденький!”