Под знаком Айвазовского

Архив 201701/07/2017

Крым и ее армянская община готовятся отметить 200-летие со дня рождения великого Ивана Айвазовского, разработана большая программа юбилейных мероприятий. Центром культурных событий будет родной город художника Феодосия.

Здесь он родился, работал и похоронен. Особенное внимание уделяется Картинной галерее, где собрано свыше 400 произведений  Айвазовского. Здание было построено самим мэтром и нуждалось в основательной реставрации, реконструкции и расширении. Уже завершены основные работы и к славной дате здесь будет развернута новая экспозиция, которая представит в т.ч. и те произведения, что многие годы хранились в фондах. По решению городских властей реставрации также подверглась и армянская церковь Феодосии Сурб Саркис (1330 г.) где венчался художник – памятник федерального значения. Реставрирована и могила Айвазовского и его второй жены Анны, благоустроена территория. В Феодосии реставрирован и знаменитый фонтан Айвазовского, а также переулок, названный в честь художника. Прошел общегородской субботник, за две недели до памятного дня будет проведен еще один, по словам властей, «грандиозный субботник с привлечением также армянской общественности. Основное внимание будет уделено могиле Айвазовского и прилегающим улицам». Город обретет праздничный лоск.

 

В юбилейные дни перед главным фасадом галереи-музея пройдет театрализованное представление «Из жизни Айвазовского». В музее откроется международная конференция, посвященная мэтру. Тематические вставки пройдут в Музее подводной археологии Феодосии. Одна о путешествии Айвазовского на пароходе «Генерал Коцебу» в Египет, другая – о событии, отраженному художником в картине «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем 11 июля 1877 года». Обе экспозиции содержат редкие изобразительные и документальные материалы, артефакты, поднятые со дня моря. Будут другие выставки и т.д.

Кроме Феодосии, юбилей знаменитого крымчанина отметят и в Евпатории, не раз изображенной художником, и в других городах и местах Крыма. На днях в Евпатории прошел фестиваль армянского Крыма. Было отмечено, кроме  200-летия Айвазовского, также 200-летие армянской церкви Сурб Никогаеса. Открылись выставки армянского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, прошла презентация национальной кухни. Главной фишкой стало выступление ансамбля донских армян «Ани» из Ростова-на-Дону, исполнялась музыка, присущая крымским армянам. Также зажигали коллективы «Арарат» и «Звартноц» и крымско-татарский ансамбль «Хайтарма». Армянские организации вовлечены в программы юбилейных мероприятий, они представят историю и культуру армян Крыма. Добавим, что местные власти приняли решение памятными табличками отметить важнейшие места полуострова, связанные с Иваном Айвазовским. Одна из первых, как сообщает kafanews.com, табличек появилась на набережной Феодосии в память о музе и любимой жене Айвазовского – Анне Бурназян (в правом уголке снимка)…

“История не сохранила до наших дней подробных описаний жизни верной супруги великого художника-мариниста, который был безмерно счастлив, встретив ее на своем жизненном пути. Анна Никитична (девичья фамилия Бурназян) первоначально состояла в браке с феодосийским армянским купцом Саркизовым, но волей судьбы брак ее был недолгим. Супруг скоропостижно скончался”, — рассказал председатель Клуба любителей истории Феодосии Константин Виноградов.

Художник познакомился со своей будущей второй супругой на похоронах ее мужа. Ухаживание длилось не более года. Айвазовскому тогда было уже 66 лет, а Анне — всего лишь 25. В январе 1882 года состоялось венчание в Симферопольской армяно-григорианской Святой Успенской церкви.

“Анна очень любила Ивана Константиновича и не требовала внимания больше, чем он мог дать. Айвазовский свою супругу изредка ревновал, одновременно обожал и с удовольствием писал о своей любви: «Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая…», — цитирует историк записи Айвазовского. Еще в 1881 году он написал портрет Анны, между ними завязалась дружба, которая завершилась женитьбой. Женившись второй раз, Айвазовский по-настоящему ощутил себя счастливым. Через полгода после свадьбы он пишет в письме своему другу в Константинополь: «Дошедшая до вас молва достоверна. Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой… Сие случилось Божьей милостью, и я сердечно благодарствую за поздравления». Вторая женитьба на армянке принесла художнику не только спокойную и счастливую жизнь, но и, как пишет он сам, «я ближе стал к своей нации». Связав судьбу с Анной Саркизовой, Айвазовский зарядился новой творческой энергией. В 1882 году, вдохновленный, пишет целый цикл замечательных картин, связанных с Арменией. Он пишет прекрасный портрет Анны, который ныне хранится в Феодосийской картинной галерее. Живописец изобразил жену также и в сюжетной картине, названной «Сбор фруктов в Крыму».

Анна стала настоящей музой Ивана Константиновича. В 1894 году он вместе со своей женой подарил Феодосии еще дополнительно 50 тыс. ведер воды в сутки из Субашского источника и 50 тыс. ведер (всего 100 тыс. ведер) для нужд феодосийского морского коммерческого порта, напомнил К.Виноградов. В знак признательности благодарные жители установили на улице Итальянская фонтан «Добрый гений» в честь супруги Айвазовского. После смерти художника Анна Никитична пережила много испытаний на своем жизненном пути, особенно после 1917 года. В знак траура по супругу она перестала выходить из дому.

“В течение 25 лет она ни разу не оставила своего помещения — одного из флигелей галереи. В полнейшей самоизоляции эта женщина пережила Первую мировую войну, революцию, интервенцию, гражданскую войну, голод и разруху. Национализация коснулась и ее собственности, она вынуждена была жить в нескольких комнатах, примыкавших к выходившему во двор деревянному балкону. Из всех утраченных семейных драгоценностей Анне Никитичне удалось сохранить лишь золотую палитру с драгоценными камнями, подаренную Айвазовскому Папой Римским, и спрятать в надежном месте. Но кто-то из слуг, желая выслужиться перед городским начальством, донес о том, что у нее припрятана ценная вещь. Городское начальство стало донимать женщину, под угрозой пытки она была вынуждена расстаться с драгоценной палитрой… В 1921 году решением комиссии ВЦИК и СНК РСФСР галерею национализировали, а через год открыли для посетителей. Айвазовская на открытие галереи не пришла. М.Волошин и А.Спендиаров ездили в Москву, они обратились к Народному комиссару просвещения РСФСР А.Луначарскому, и Анне Никитичне была вручена охранная грамота с предписанием соблюдения неприкосновенности ее личности, а также пенсия в размере 70 червонцев пожизненно. Когда галерею национализировали, вдове художника негласно позволили остаться в своем доме. Всеми позабытая, она дожила до Великой Отечественной войны. Срок затворничества к тому времени уже истек, и ее видели на городском рынке, обменивающей на продукты чудом сохранившиеся драгоценности. Пережила Айвазовская и немецкую оккупацию. А когда советские войска освободили Феодосию, старый художник Николай Самокиш забрал ее в Симферополь и поселил в своем доме.

Анна Никитична умерла 25 июля 1944 года. Похоронили Айвазовскую, как она и хотела, рядом с мужем в ограде армянской церкви Св.Саркиса в Феодосии.

…Клуб любителей истории Феодосии решил скромно напомнить жителям Феодосии о музе великого художника — Анне Айвазовской. На набережной Десантников 31 мая на одной из скамеек установили латунную табличку с гравировкой: «Скамья Анны Никитичны Айвазовской (1856-1944)». Однако спустя несколько дней неизвестные граждане беспощадно вырвали памятный знак.

— Увы, любители металла украли табличку, спилив болты. …Такая наша память… и благодарность, — возмущается председатель Клуба любителей истории Феодосии.