По ереванским музеям с музеем ARARAT

По традиции присоединившись к международной инициативе «День/Ночь музеев», музей ARARAT организовал для представителей армянских СМИ тур, в котором предложил по-новому раскрыть различные выставки и экспозиции столицы Армении. Главная цель инициативы –повысить интерес к армянским музеям, раскрыть новые грани самосознания и наследия армянского народа.

В рамках мероприятия журналисты посетили музей Народных искусств имени ОваннесаШарамбеяна, музей-институт Комитаса (выставка работа скульптора Ара Арутюняна «От Комитаса до Комитаса») и Национальный музей-институт архитектуры имени Александра Таманяна (выставка «Голос и аромат камня», приуроченная к 120-летию Ованнеса Маркаряна).

Целой россыпью экспонатов по самым различным направлениям армянского народного искусства предстал перед нами музей имени О. Шарамбеяна. Созданный в 1978 году на основе коллекции Дома народного творчества, в свою очередь созданного в 1930-х годах усилиями этнографа и коллекционера Абетнака Бабаяна, музей Народных искусств включает в себя около 10 000 экспонатов — произведений художественной обработки дерева, металла, камня, ювелирного и гончарного искусства, ковров и карпетов, вышивки и кружев.

Вот что рассказывала одна из самых опытных гидов музея Карине Мирзоян в зале, где выставлены работы из различных металлов: «Обработкой металлов на территории Армянского нагорья начали заниматься еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Затем на основе кузнечного дела стали развиваться такие направления как работа с медью, драгоценными металлами. Серьезное развитие ювелирное искусство получило в 17-19 веках. Хотя и в средние века оно развивалось, особенно в связи с изготовлением церковной утвари. А некоторые армянские города, такие как Ван, Битлис, Александрополь и другие, стали центрами ремесел».

Часть экспонатов из металлов представляют собой старинные армянские пояса. В былые времена именно по поясам можно было определить статус его владельца. Скажем, люди побогаче могли себе позволить носить пояса, изготовленные целиком из серебра, а те,кто был победнее,могли позволить себе лишь серебряную пряжку.

Немалый интерес вызывают и экспонаты зала армянских ковров. Уже в древние времена армянские ковры пользовались в мире большим спросом. Помимо уникальных орнаментов, наши ковры славились и своими красками. В частности, известной во всем мире краской «ворданкармир»,получаемой из Араратской кошенили и не портящейся под воздействием света. А из растительных красок интерес представляет краска, получаемая из корня марены красильной. В связи с этим интересна история ЖанаАлтена (ОванесАлтунян), который перебравшись в начале 18 века во Францию, наладил там производства мареновой краски.

И не случайно, чтовыставка, на которой представлены около 30 работ Ара Арутюняна, в числе которых скульптуры, графика, эскизы, так и называется -“От Комитаса до Комитаса”. Добавим, что оформлением выставки, которая продлится до 15 июня, занимался внук скульптора, архитектор Ара Арутюнян-младший.

И наконец о выставке “Голос и аромат камня”,посвященной 120-летию архитектора Ованеса Маркаряна в Национальном музей-институте им. А. Таманяна (создан в 2001 году), которую очень “вкусно” представил известный журналист, великолепный знаток армянской архитектуры Марк Григорян.

Выставка, посвященная архитектору авторутаких знаковых зданий Еревана, как Дом Радио, Ереванского коньячного завода, Книжной палаты,содержит множество эскизов,по которым хорошо можно проследить, как эволюционировала мысль автора.

Интересна, в частности, история со шпилем на здании Дома радио в Ереване. Проектировались множество различных вариантов, но в итоге шпиль так и не был установлен. Подлинная причина этого неизвестна. Но, по мнению М. Григоряна, не исключено, что все дело было в стремлении тогдашних властей сократить расходы в непростое послевоенное время. Косвенным подтверждением этой гипотезы служит установка шпиля на здании Ереванского вокзала лишь через много лет после строительства самого здания сооружения.

Немалая часть выставки посвящена и зданию Ереванского коньячного завода. Здесь тоже можно найти множествоэскизов и, в частности, эскиз другого известного армянского архитектора – РафаеляИсраеляна, автора еще одного “коньячного завода” – нынешнего “Ноя”, стоящего на противоположном берегу Раздана. На этом эскизе архитектор представил,как будут соотноситься эти два замечательных здания…

«Выбор подобного формата мероприятия именно в этом году не случаен. Рассматривая музеи не только как места хранения, исследования и представления искусства, мы пришли в некотором смысле к достаточно очевидной мысли о том, что в самые, пожалуй, эмоционально сложные времена именно музеи могут помочь найти ключ к лучшему познанию самих себя, ценить прошлое, переосмыслить настоящее и, наконец, рефлексировать и вдохновляться. И поскольку Музей ARARAT является членом Международного совета музеев, мы инициировали подобную программу именно в канун «Дня/Ночи музеев» как своеобразное напоминание о том, насколько интересно и насыщенно можно провести время в этот прекрасный день»,- отмечает ЗаруиСарибекян, менеджер по коммуникациям Ереванского коньячного завода.

Завершился музейный пресс-тур в культовом баре Феникс, где участники за бокалом ARARAT Coffee в формате искренних бесед обменялись своими впечатлениями.