“Переступая порог тюрьмы, я всегда думаю: почему там находятся они, а не я? Ведь их падение могло бы быть моим…”

Лица27/03/2018

Папа Римский — фанат аргентинского клуба «Сан-Лоренсо».

Папа Франциск и Католикос Гарегин II на армяно-турецкой границе, голуби как символ мира и надежды.

Папа, обнимающий больного проказой ребенка.

Пять лет назад на престол в Ватикане взошел 266-й Папа Римский Франциск, в миру Марио Бергольо. Он стал первым в истории Папой-иезуитом и первым понтификом из Нового света. Первым за 1300 лет. Кроме того, это еще и первый за много веков Папа без “порядкового номера”, он взял тронное имя в честь Св.Франциска Ассизского. Пять лет назад он заявил, что «его понтификат не будет долгим, 4-5 лет может быть даже меньше». Пять лет показали, что Папу полюбили во всем мире, несмотря на разные религиозные пристрастия. Он сумел достучаться до всех.
Первое, что сказал Папа Франциск избравшим его кардиналам, было: «Надеюсь, Бог простит вас за то, что вы сейчас натворили». После этого, отказавшись от роскошного папамобиля, в автобусе вместе с другими кардиналами он вернулся в свой отель, чтобы собрать чемодан, самостоятельно расплатиться за постой, а затем решительно отказался переезжать в Ватиканский дворец и предпочел остаться в Доме св.Марты – своеобразной гостинице для епископов, приезжающих в Ватикан. Во время ужина Папа развеселил кардиналов, сказав, что этой ночью наконец сможет выспаться (имея в виду семь напряженных дней, предшествовавших избранию понтифика).

Нестандартный Папа?

Хорхе Марио Бергольо родился в 1936 году в Буэнос-Айресе. Его отец, железнодорожный рабочий, был итальянским эмигрантом. Мать – домохозяйкой. В семье было 5 детей, Хорхе был младшим. Прежде чем обратиться к Церкви, будущий Папа выучился на химика-технолога, поработал лаборантом и, по собственному признанию, вышибалой в ночном клубе. В 20 лет перенес тяжелую форму пневмонии. Врачам пришлось удалить верхнюю часть его правого легкого. После своего выздоровления Бергольо ушел в религию.
Главную роль в судьбе Папы сыграла его первая любовь Амалия Диамонте. Будучи подростком, он пообещал, что если девушка ответит ему отказом на предложение руки и сердца, он станет священником. Амалия отказала ему, а будущий понтифик сдержал свое слово.
“Он увивался за мной. Это был тихий район, и мы вместе играли на улицах”, – рассказала бывшая возлюбленная Хорхе Бергольо Амалия Диамонте. Игры привели к тому, что будущий понтифик влюбился в девочку и написал ей письмо. “Он отправил мне послание, в котором говорил, что собирается когда-нибудь жениться на мне. Он заявил, что если я не скажу “да”, то он станет священником”, – рассказала Диамонте.
На листке бумаги Хорхе нарисовал маленький белый дом с красной крышей и подписал, что купит точно такой, когда они наконец будут вместе. Однако родители девушки были против этих отношений. Они не хотели, чтобы их дочь связывала свою судьбу с сыном каких-то бедных эмигрантов и с возмущением разорвали в клочья послание Хорхе. В результате возлюбленная Бергольо вынуждена была ответить ему отказом, что в корне изменило жизнь нынешнего понтифика. Он сдержал свое слово и, получив горькое “нет”, уехал на учебу в семинарию, где стал иезуитом. Его любимая тоже покинула район, в котором они провели свое счастливое детство. После смерти родителей Диамонте вернулась в родные места, но к тому моменту она уже знала, что Хорхе Бергольо стал католическим священником. По словам женщины, она очень хотела, чтобы он был священником у нее на свадьбе. Когда 13 марта 2013 года католики всего мира избрали нового Папу, Амалия чуть не упала в обморок. “Я буквально замерла перед телевизором. Я не могла поверить, что Хорхе стал Папой”, – сказала Амалия Диамонте.
Хорхе поступил в колледж Сан-Мигель и начал изучать теологию. Год спустя вступил в Орден Иезуитов. Бергольо интересовался не только богословием, но и светскими предметами – психологией и литературой. В 33 года был посвящен в сан священника. В 70-х годах Папу, в то время главу Ордена Иезуитов, обвинили в похищении двух священников- иезуитов, которые отказались выполнить его приказ. Это случилось во время «Грязной войны» — в период гостерроризма и партизанской войны левых экстремистов против правительства. Кардинал Бергольо отверг обвинения в похищении и обвинения были сняты. В 80-е Хорхе Марио Бергольо возглавлял свой же философский и теологический факультет в Сан-Мигеле. В 1998 году стал архиепископом Буэнос-Айрэса. Через три года был возведен в кардиналы. Был известен исключительными скромностью и смирением, добрым отношением к бедным и больным. Бергольо донашивал одежду за предыдущим кардиналом, сам готовил себе еду, отказывался от личного шофера и пользовался общественным транспортом. В 2001 году в одном из хосписов он омывал и целовал ноги 12 людей, больных СПИДом. Это были несовершеннолетние заключенные, среди которых также католичка и мусульманка.
Будучи архиеписком он в Буэнос-Айресе жил не во дворце, а в весьма скромной квартире. Передвигался на общественном транспорте и отказался от личного водителя. В Ватикан на выборы будущий портифик прибыл с одним чемоданом и без свиты. Действия Папы не может предугадать даже его канцелярия. Он часто преподносит сюрпризы. Так, неожиданностью стало посещение Папой в сентябре 2015 года известного магазина оптики в центре Рима. Когда он приехал на машине и зашел в магазин, снаружи образовалась несметная толпа. Папу встретил владелец магазина Алессандро Специа, которому Папа сказал: «Я не хочу новую оправу, надо только поменять линзы. Не хочу тратиться». А затем шепотом добавил: «Прошу вас, Алессандро, я сам заплачу, сколько надо». Через минут 40 Папа Франциск вышел из магазина и на обычной машине, в которой был только водитель, вернулся в Ватикан.
Папу Бенедикта пресса часто язвительно называла «Папой в ботинках Prada», а на YouTube был крайне популярен ролик, где перечислялись все сорок восемь роскошных облачений, которые любил надевать Папа. Франциск же нарочито скромен. Вместо папамобиля – место рядом с водителем в простом Ford Focus. Билет хоть и в бизнес-класс рейса Рим – Рио-де-Жанейро, но на обычный рейс вместо частного самолета. Фотографии Франциска, обращающегося к пассажирам того рейса, облетели все газеты. Так же как и фотографии Папы, обнимающего больного проказой со страшными опухолями на голове, которого он увидел с амвона на одной из служб. Или фотографии маленького мальчика, который пришел к Папе на амвон и сначала сидел у него на коленях, а когда Папе было необходимо сказать проповедь, уютно устроился прямо на папском кресле. Новый Папа – любимец социальных медиа не только потому, что с удовольствием готов позировать для селфи с туристами в соборе Святого Петра. «Интернет есть дар божий. Он предоставляет нам поистине безграничные возможности для человеческого единения и проявления солидарности», – говорит он.
…Избрание на папский престол иезуита — шаг почти революционный. Орден иезуитов, официально именующийся Обществом Иисуса, существует уже почти 600 лет и за это время успел завоевать себе, мягко говоря, неоднозначную репутацию. На страницах романов Дюма и Сю орудовали хитроумные, жестокие, не гнушающиеся убийством и шантажом «шпионы Ватикана», на знамени которых было начертано «цель оправдывает средства». Такими иезуиты и остались в массовом сознании.
И хотя от могущественного ордена осталась сегодня лишь горстка (около 18 тыс. человек), идеи их по-прежнему притягательны как для паствы, так и для ее иерархов. Избрание Бергольо – яркое тому свидетельство. Франциск считается Папой-либералом. Он упростил расторжение церковного брака, допустил разведенных супругов к участию в церковных таинствах, осудил священников, которые отказываются крестить внебрачных детей. Он разрешил отпускать грех аборта при глубоком раскаянии в содеянном женщины и врача. Пожалуй, по-настоящему прославила Франциска фраза об ЛГБТ-сообществе: «Если мужчина гомосексуален, но он добрый христианин и ищет путь к Богу — кто я такой, чтобы судить его?» А еще Папа никому не отказывает в селфи. Папа Франциск неравнодушен к аргентинскому танго.
Несмотря на высокий сан, он каждое утро встает в 5.30 и начинает день с молитвы. Старается по возможности не утруждать свою службу. Однажды секретарь Ватикана не поверил в личный звонок Папы и в ответ назвался Наполеоном. В итоге Папе пришлось убеждать секретаря, что он действительно Франциск. Позднее секретарь извинился за неловкий инцидент, однако понтифик заявил, что не обижен. «Не надо винить беднягу. Никакой другой Папа не стал бы звонить сам. Обычно такие звонки делаются через секретаря», — сказал он журналистам.

Книги, которые написал Папа

Перу кардинала Бергольо принадлежат 11 книг. Первая из них вышла в 1982 году и называется “Размышления для верующих”. В 1986 году вышли в свет “Размышления об апостольской жизни”, в 1992-м — “Размышления надежды”. В 1998 году была опубликована книга “Диалоги между Иоанном Павлом II и Фиделем Кастро”, в 2003 — “Воспитание: требовательность и страсть”, в 2004 — “Родина на плече”.
В 2005 году вышла “Нация, которую предстоит построить”, в 2006 — “Коррупция и грех” и “Об обвинении себя”, в 2007 — “Настоящая власть в служении”. В 2012 году свет увидела книга под названием “Открытый ум, верующее сердце”.
Первая книга Папы Римского Франциска “Имя Бога – милосердие” вышла в 2016 году. Она создана на основе его бесед с итальянским журналистом Андреа Торниелли и приурочена к внеочередному Юбилейному (Святому) году милосердия, которому понтифик дал начало в конце 2015-го. Заголовок к ней написан собственноручно Папой Римским на белом фоне красными чернилами.
100-страничная публикация главным образом посвящена размышлениям Франциска о сути милосердия Божия: «Бог — это милосердие, и никакой грех в его глазах не является слишком большим». В книге подчеркивается важность милосердного отношения к “изгоям” общества (прежде всего к заключенным) и содержится призыв к церковным приходам широко открывать свои двери перед теми, кто поистине нуждается в помощи.
«Папа — это человек, который нуждается в Божьем милосердии», отмечает на страницах книги-интервью Святейший Отец, ещё раз подчёркивая свои «особые отношения» с заключёнными. «Всякий раз, переступая порог тюрьмы для богослужения или визита, я всегда думаю: почему там находятся они, а не я?». «Их падение могло бы быть моим, и я вовсе не чувствую себя лучше тех, кто передо мной».
Святейший Отец посвящает свои размышления различию между грехом и коррупцией. Вместо того чтобы раскаяться в последней и сделать шаг в сторону смирения, система возвеличивает коррупцию, и она становится обыденностью, образом жизни. «Кающийся грешник, который в очередной раз впадает в грех из-за своей слабости, снова и снова находит прощение, если признается в своей жажде милосердия. Однако человек коррумпированный грешит и не кается, грешит и принимает вид христианина: его двойная жизнь — это соблазн для других». «Нельзя видеть в коррупции только ещё один рядовой грех, — подчёркивает Папа, — человек может быть великим грешником и не попасть в сети коррупции».
Вышедшая на днях очередная книга Папы Римского Франциска “Бог молод” написана в форме интервью, которое понтифик дал писателю и журналисту Томасу Леончини.
В своей книге-интервью Франциск обращается в “честном, искреннем и прямом диалоге” к молодым людям по всему миру, а также взрослым, “выполняющим образовательную деятельность в учебных и религиозных учреждениях”.
“У молодых людей есть что-то от пророка, и они должны это осознать. Сегодняшний пророк обладает способностью к осуждению, но также и видением на перспективу. У молодежи есть эти качества. Они знают, как осуждать, но часто они не очень хорошо выражают свое осуждение. И у них также есть возможность тщательно всматриваться в будущее и смотреть вперед”, — пишет Папа Франциск.
“Его размышления с силой, мудростью и страстью охватывают главные темы современности, начиная от самых интимных до связанных с социальной и общественной жизнью, связывая личные воспоминания, богословские комментарии, размышления о будущем и настоящем, не уклоняясь от каких-либо современных вызовов”, — сообщает издательство Piemme, в свое время выпустившее книгу Папы “Имя Бога — милосердие”. Что касается художественной литературы, то Папа является большим поклонником аргентинских писателей Борхеса и Маречаля, а также Достоевского.

Письма отцу Франциску

Папа Римский Франциск не раз выступал с порицанием пар, не желающих иметь детей, обвиняя их в эгоизме: “Общество с жадным поколением, которое не хочет окружать себя детьми и видит в них только помеху, обузу и опасность, — это депрессивное общество. Выбор не иметь детей эгоистичен. Жизнь молодеет и приобретает энергию, когда умножается. Она становится богаче, а не беднее”.
Однако Папа Франциск не был бы Папой Франциском, если бы не дополнил свои слова по поводу рождаемости.
“Некоторые полагают, простите меня за эти слова, что быть добрым католиком означает плодиться как кролики. Нет. Деторождение предполагает ответственность, тут нет сомнений”, — сказал Папа Римский журналистам по возвращении из Манилы, где он встречался с беспризорниками, брошенными родителями, которые не в состоянии прокормить многочисленное потомство.
Каждую неделю в Ватикан приходят тысячи детских писем со всего мира, адресованных лично Папе Римскому. И каждое утро в восемь часов священник, монахиня и две мамы-волонтерки разбирают мешки с письмами. Все письма написаны от руки. Часто дети вкладывают в конверт небольшие подарки, вроде мягких игрушек. В первую очередь рассматриваются письма, в которых дети просят молитв о своем здоровье или здоровье родных, и те письма, в которых дети пишут о своих проблемах.
Послания маленьких адресантов легли в основу книги “Письма отцу Франциску”.
Это очень трогательные письма. Маленький мусульманин Азиз написал: «Мне очень жаль ту христианскую пару, которую сожгли заживо… простите меня и Пакистан». Ребенок имеет в виду зверское убийство пакистанской семьи в ноябре 2014 года. Тогда семью молодых пакистанцев-христиан заживо сожгли в печи для обжига мусульмане-радикалы.
Другой мальчик, Рафаэль, написал: «Помните, что вы и Франческо Тотти – мои герои!»
Мальчик Эйден написал из лагеря беженцев в иракском городе Эрбиле: «Мне так жаль, что пришлось бросить дома в Каракаше велосипед…» Ребенок жил в этом христианском городе в Ниневии, который был разбомблен ИГИЛ.
Из письма Моники из итальянского города Франчакорта: «Дорогой Папа Франциск, я сделала этот рисунок, надеясь, что вы помолитесь за меня. Но, наверное, придется долго ждать, пока мне не исполнится 18 лет. А сейчас мне 9 и я сильно болею. За меня молятся бабушка и брат, ему три года. И мне стало лучше. Я видела по телевизору, что некоторым детям так везет, что вы берете их в папамобиль. Как бы я хотела тоже попасть туда – я бы держала вас за руку, и у меня все стало бы хорошо».
“Если бы ты мог сделать чудо, то что бы это было?” — интересуется восьмилетний Уильям из США. “Я бы вылечил больных детей. Я до сих пор не могу понять, почему дети страдают. Для меня это тайна. Я не могу ее объяснить”, — отвечает Папа Франциск.
Отдельные детские письма касаются болезненных тем страдания и войны. Нигерийский мальчик интересуется у Папы, как бы он мог решить конфликты в мире. “Я не могу решить конфликты мира, — признается Святейший отец, — но ты и я можем попытаться сделать этот мир лучше. Необходимо убедить всех, что лучший способ выиграть войну — это не начинать ее. Это непросто, я знаю. Но я пытаюсь. Попробуй и ты”.

Папа, любящий футбол

“Бог футбола — аргентинец, а теперь еще и Папа также аргентинец, и это делает счастливой мою страну”, — нескромно пошутил сразу после избрания нового Папы Римского легендарный аргентинский футболист Диего Марадона и отметил, что надеется получить аудиенцию у Франциска. Но, похоже, сам Папа Франциск с Марадоной не согласен: “Для меня Месси лучше Марадоны и Пеле”.
Папа Римский является активным футбольным болельщиком и фанатом аргентинского футбольного клуба «Сан-Лоренсо» из Буэнос-Айреса. В 2008 году он стал официальным членом клуба болельщиков команды, названной в честь святого Лаврентия и созданной в 1908 году при поддержке священника Лоренсо Массы.
С благословения Иоанна Павла II была даже создана полупрофессиональная команда Ватикана, которая называлась “Ватикан-Сити Роверс”. Сам же Папа однажды провел мессу в спортивной футболке со своей фамилией и номером 80 на спине — это было в его 80-й юбилей. А в 2000 году Папа Римский Иоанн Павел II впервые в истории папства посетил футбольный матч. Встреча была приурочена к 2000-летию христианства. На Олимпийском стадионе в Риме встречались сборная Италии и команда, собранная из лучших игроков итальянской Серии А.
У Ватикана даже есть собственная национальная сборная, которая, правда, не состоит в ФИФА, но регулярно проводит товарищеские встречи. Ватиканская сборная состоит из швейцарских гвардейцев, членов папского совета и хранителей музеев, находящихся на территории карликового государства.
Есть в Ватикане и собственный чемпионат по футболу — Кубок Святого Престола. Разыгрывается он ежегодно, а трофей победителю вручает лично Папа Римский. В турнире принимают участие представители различных семинарий Рима, готовящиеся стать священниками.
Отношение понтифика к футболу хорошо видно в его речи на аудиенции со сборными командами Италии и Аргентины:
“Дорогие друзья,
Давайте так: половина на итальянском, половина на испанском, хорошо?
Благодарю вас за этот визит по случаю дружеского матча между национальными сборными по футболу Италии и Аргентины. Для меня действительно будет трудно болеть в этом матче, но, к счастью, он дружеский… и пусть он действительно будет таким, прошу вас! Вы, игроки, очень популярны: народ смотрит на вас внимательно не только когда вы на поле, но и вне его. Это социальная ответственность! Поясню: в игре, когда вы на поле, должны царить красота, бескорыстие и товарищество. Если в каком-то матче не хватает этого, он теряет силу, даже если команда выигрывает. Там нет места индивидуализму, нужно бросить все силы на согласованность команды. Может быть, эти три вещи: красота, бескорыстие, товарищество заключены в спортивном термине, о котором не нужно никогда забывать: “дилетант”, любитель. Спортсмен, даже будучи профессионалом, развивая это измерение “любителя”, делает благо обществу, созидает общее благо исходя из ценностей бескорыстия, товарищества, красоты. И это должно вас заставить задуматься о том, что, прежде чем быть чемпионами, вы являетесь мужчинами, людьми, с вашими достоинствами и недостатками, с вашим сердцем и вашими идеями, вашими надеждами и проблемами. Когда команды идут этим путем, стадион становится более человечным, исчезает насилие, – эта общая для всех проблема: исчезает насилие, и на трибунах вновь появляются семьи. Я помню, как детьми мы ходили с семьей на стадион Gasometro. Мы шли всей семьей: папа, мама и дети. Мы возвращались домой счастливыми, особенно во время чемпионата 1946 года! Посмотрим, сможет ли кто-то из вас забить такой гол, как забил Понтони! Я прошу вас жить спортом, как даром Божьим, как возможностью заставить ваши таланты приносить плоды”.

Папа и его недруги

Вне Церкви Папа чрезвычайно популярен как деятель, отличающийся предельными скромностью и смирением, однако внутри Церкви Франциск навлек на себя негодование консерваторов, которые опасаются, что либерализм Папы Римского подрывает первоосновы института католичества.
Начиная с его отказа от роскоши Ватикана, когда Папа дал трехтысячной армии церковных чиновников понять, что намерен стать ее предводителем, и заканчивая его поддержкой мигрантов, выпадами против мирового капитализма и главным образом его попытками пересмотреть церковную доктрину в отношении секса, Франциск не уставал шокировать реакционеров и консерваторов.
Кульминационным моментом стала борьба, развернувшаяся в связи с его взглядами на развод. Отходя от вековой католической теории, Папа Франциск пытается побудить католических священников причащать некоторых разведенных и вступающих в брак повторно или же членов семей, в которых сожительствуют не состоящие в браке родители. Враги понтифика пытаются заставить его отказаться от этих попыток, хотя совершенно ясно, что Франциск не собирается отступать от своих намерений ни на йоту.
Дело в том, что Франциск ориентирован на внешний мир, в то время как его оппоненты кичатся своей отстраненностью от проблем реальности.
Располагая более чем миллиардом приверженцев, Католическая Церковь является крупнейшей организацией, когда-либо существовавшей в мире, и среди ее последователей много разведенных людей или не состоящих в браке родителей. Если простые прихожане почувствуют себя вне рамок официального учения, Церковь рискует обезлюдеть. Франциск это понимает и пытается по мере возможности примирить теорию и практику. По мнению его противников, именно разрыв между теорией и практикой придает Церкви ценность и смысл. Понтифик реагирует на критику своих скандальных высказываний незамедлительно и жестко. В ответ на обличения в поддержке геев он обвинил католических священников в потворстве педофилии и нежелании помогать мигрантам. По словам Папы Римского, главную угрозу семейным устоям сегодня представляют отнюдь не трансгендерные туалеты, как утверждают некоторые борцы за традиционную культуру, – по-настоящему разрушает семьи экономическая система, которая заставляет миллионы людей покидать своих близких в поисках работы и куска хлеба. Папа Франциск является противником однополых браков, был ярым противником закона, принятого а Аргентине, разрешающего подобные браки. «Разделяя все на черное и белое, — утверждает Франциск, — мы порою закрываем путь благодати и росту».

***
Хорхе Бергольо называли «кардиналом нищих», а Папу Франциска – «приходским священником для всего мира», «Папой людей», «революционером», «суперменом», «Робин Гудом», «марксистом», «популистом, который перебарщивает с жестами и без надобности подрывает величие папства». Наиболее едко по этому поводу высказался польский поэт и писатель Ярослав Миколаевски: «Папа Франциск – это человек, который готов продать базилику Св.Петра, чтобы помочь Африке. Этого епископы, занятые борьбой с масонами, йогой и журналистами, понять не в состоянии».

Визит в первую христианскую страну

Понтифик продолжает традицию папских паломничеств по миру. За прошедшие пять лет он совершил 22 пастырских визита за пределы Италии, посетив 30 иностранных государств. В июне 2016 года под девизом “Визит в первую христианскую страну” Папа прибыл в Армению.
В преддверии своего исторического визита Франциск направил послание армянскому народу: «Я приеду как паломник в этот Юбилейный год, чтобы черпать от древней мудрости вашего народа и утолить жажду из источников вашей веры, твердой, как ваши знаменитые кресты из камня.
Я отправляюсь к мистическим высотам Армении как ваш брат, вдохновляясь желанием увидеть ваши лица, помолиться вместе с вами и разделить дар дружбы. Ваша история и события, происходившие с вашим возлюбленным народом, вызывают у меня восхищение и скорбь: восхищение потому, что в Кресте Иисуса и в ваших дарованиях вы нашли силу всегда вновь подниматься даже после страданий, которые относятся к самым чудовищным из тех, о каких помнит человечество; скорбь – из-за трагедий, которые испытали на себе ваши отцы.
Давайте не позволим болезненным воспоминаниям завладеть нашим сердцем; не будем уступать даже перед лицом постоянных нападок зла. Давайте поступать как Ной, который после потопа неустанно всматривался в небо и несколько раз выпускал голубя, пока однажды он не вернулся к нему с нежным масличным листом: это был знак, что жизнь может начаться заново, что надежда воскреснет».
Свою первую речь в Армении понтифик произнес в кафедральном соборе Эчмиадзина. «По этому торжественному случаю я воздаю благодарение Господу за свет веры, зажженный на вашей земле, – той веры, что придала Армении особую самобытность и сделала ее посланницей Христа среди народов», – отметил Святейший отец, добавив: «Вера во Христа никогда не была для Армении неким подобием плаща, который можно накинуть или снять в соответствии с обстоятельствами или удобствами; вера была определяющей реальностью ее самобытности, огромным даром, который она приняла с радостью и хранила с усердием и решительностью, ценой самой жизни».
26 июня Папа вылетел из Еревана. На борту самолета по дороге в Рим он ответил на вопросы сопровождающих его журналистов. Папе Римскому задали вопрос в связи с тем, что во время своего выступления в резиденции президента Армении глава Римско-Католической Церкви в обход протокола во второй раз произнес фразу “геноцид армян”.
“В Аргентине, когда говорили об уничтожении армян, всегда использовали слово геноцид, и в кафедральном соборе Буэнос-Айреса мы поставили каменный крест в память о геноциде армян. Я не знал другого слова, которое характеризует это явление. Когда я приехал в Рим, то услышал другое словосочетание — “большое зло”, и мне говорили, что слово “геноцид” является оскорбительным. Но я всегда говорил о трех геноцидах, которые были в прошлом веке: геноцид армян, геноцид Гитлера и геноцид Сталина”, — сказал Папа Франциск.
Еще будучи кардиналом Буэнос-Айреса в 2006-м году Хорхе Марио Бергольо потребовал от Турции признать факт геноцида и назвал убийство армян во время Первой мировой войны худшим преступлением Османской Турции против армянского народа и всего человечества.
Во время литургии в Соборе Святого Петра 12 апреля 2015 года, которая была посвящена 100-й годовщине геноцида армян, впервые в качестве Папы Римского Франциск использовал термин «геноцид», отметив, что геноцид армян — первый геноцид XX века, осуществленный на основании национальной принадлежности.
За последние годы межгосударственные отношения Армении и Ватикана стали подчеркнуто тесными и дружественными и последовательно продвигаются вперед. В 2016 году Ватикан открыл свои архивы по геноциду армян, насчитывающие около пяти тысяч документов.

Подготовила