«Патриарх Московский и всея Руси строго указал избегать небратских высказываний по отношению к Армянской Апостольской Церкви и её пастве»
Святейший Патриарх Кирилл отреагировал на обращение Ара Абрамяна. «В связи с высказываниями некоторых клириков Бакинской и Азербайджанской епархии Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал им строго избегать небратских высказываний по отношению к Армянской Апостольской Церкви и её пастве», — об этом сообщается в ответном письме на имя Ара Абрамяна, пишет «Еркрамас». Ранее Абрамян обратился к Главе РПЦ в связи с поведением и высказываниями её бакинских служителей, «которые подчас выходят не только за рамки церковного канона и этикета, но и сильно разнятся с христианской моралью и нравственным учением о добре и зле, а также, как нам представляется, с официальной точкой зрения РПЦ».
Напомним, что в письме президента Союза армян России речь шла, в частности, о молебне в Кафедральном Соборе Святых Жен Мироносиц г. Баку, который отслужил 8 ноября 2021 г. настоятель этого собора архимандрит Алексий (Никаноров), недавно назначенный секретарем Бакинско-Азербайджанской Епархии РПЦ:
«В точности повторяя формулировки, выдаваемые официальной азербайджанской пропагандой и вторя им, — отмечалось в обращении к Патриарху, — священник, выступающий с проповедью, заявил, что «Азербайджан вернул те земли, которые были оккупированы агрессором».
В дальнейшей его речи следуют граничащие с пошлостью метафоры о «музыке» и «о детском смехе», которые зазвучали и слышатся снова на этих «освобожденных землях». А венцом всему стало пафосное провозглашённое в конце проповеди поздравление «с днём победы», что, в данной ситуации, является осквернением памяти недавно убиенных солдат и мирных жителей, чьи тела до сих пор не все ещё преданы земле, и их души не нашли успокоения.
Подобные вольности, то и дело допускаемые священниками Бакинско-Азербайджанской Епархии РПЦ с самого начала 44-дневной карабахской войны и поныне, представляются нам крайне вредоносными, в том числе и по части их чрезмерного восхваления «победоносного главнокомандующего Ильхама Гейдаровича», который, как известно всем, за исключением, видимо служителей РПЦ в Азербайджане, до сих пор в одностороннем порядке удерживает армян, несмотря на взятое в Трёхстороннем заявлении обязательство освободить всех пленённых и вернуть всех удерживаемых лиц. И чьи наёмники разрушают христианские храмы, уничтожают армянские хачкары и памятники героям Великой Отечественной войны».
***
Архимандрит Алексий Никаноров, он же Аллахшукюр, он же Мамедали
То, что Алексий Никаноров позволяет себе определенные «интерпретации» возложенной на него миссии, не новость. «НВ» уже обращалась к этой теме. В одной из публикаций (27 октября 2021 г.) за авторством Виктора Коноплева, мы рассказывали о новоназначенном на тот момент в Баку архимандрите. Предлагаем вашему вниманию эту статью, вырисовывающую образ святого отца, призванного проповедовать добро, любовь к ближнему и всепрощение, а на деле сеющего вражду и непонимание между народами.
Новоназначенный в Баку архимандрит Алексий Никаноров дал своё первое интервью в новом качестве. Странно, что темой интервью стало не положение Русской православной церкви в Азербайджане или проблемы православных, а возрождение Албанской церкви, которую, по словам «историка в рясе» поглотила Армянская Апостольская Церковь.
Алексий Никаноров, посвятил свою молодость исследованиям вопросов христианства в Азербайджане, в котором он родился и вырос, автор диссертации на тему «Христианство в Кавказской Албании», защищенной (Внимание!) в Московской духовной академии в 2004 году, в которой он живописал о том, что «на протяжении тысячи лет Азербайджан был преимущественно христианской страной».
В интервью «Независимой газете», примечательно озаглавленном «Игумен Алексий (Никоноров): Блестящие результаты деятельности Мехрибан Алиевой по укреплению взаимопонимания между культурами я видел своими глазами!» этот горе-историк рассуждает о том, что, раз в 428 г. Армянское государство перестало существовать, следовательно (вдумайтесь!) «ни один монумент, созданный в регионе в это время, никак не может называться армянским». По этой причине и Григорис у него первый Албанский архиепископ, и правители Хачена, соорудившие Дадиванк тоже албаны, и Гандзасар — родовая усыпальница албанских князей и албанских католикосов.
Этим летом Алексий издал новую книгу «История церкви Кавказской Албании по Моисею Каланкатуйскому», в которой продолжил свои ревизионистские идеи.
И вот новоназначенный архимандрит уже в качестве представителя Русской православной Церкви и Русского Патриарха всерьёз рассуждает о необходимости помощи удинам в восстановлении Албанской церкви.
У меня вопросы к нашему Патриарху. Для этих целей был послан в Бакинскую епархию Алексий Никаноров? Чтобы сеять зерна ревизионизма? Чтобы принижать общепризнанную роль Армянской Апостольской Церкви в регионе? Вместо миротворческой миссии Вы создаёте новый очаг напряженности, на этот раз уже в религиозной сфере. А это чревато гораздо более серьёзными проблемами, чем недавняя война.
P.S. Для интересующихся ссылки на интервью этого псевдоклирика-историка:
Виктор Коноплёв