Пантеры в саду Рафаела Мегала

Культура12/10/2017

В национальной галерее проходит выставка Рафаела Мегала (Меликян) – одного из самых известных и затребованных армянских художников за рубежом. На его счету множество solo экспозиций в крупнейших городах и столицах разных стран. Эта выставка – особенная…

Особенная в первую очередь потому, что Рафаел показывает свои работы, привезенные из Венеции, где они составили часть армянской экспозиции нынешней, 57-й, Биеннале современного искусства. Полтора десятка его картин были объединены названием «Пантеры в моем цветущем саду». Прежде всего благодаря им армянская экспозиция стала одной из наиболее заметных в Венеции. Они бросались в глаза и привлекали внимание как формой, так и содержанием, весьма экзотическими.
Венецианские работы Рафаел дополнил еще несколькими, в том числе двумя отличными «иконами». Откуда пантеры? Годы назад художник увлекся классическим полотном (1913 г.) Вардгеса Суренянца «Фирдуси читает «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи» — образцом армянского модерна. Шах в окружении слуг внимает поэту. У его ног – пантера… Переосмыслил и пошел дальше.

Пантеры Рафаела Мегала то вальяжно потягиваются, то дремлют, то рвут мясо жертвы, то отдыхают, пронизывая зрителя желтыми зрачками. Среда обитания – условно-декоративная, «ковровая». Фон кропотливо соткан художником из элементов армянского орнамента, которые он искал и находил в миниатюрах, тканях, керамике. Орнамент как нотопись: неточный оттенок может внести неверное звучание цвета. Оттого каждое произведение – большое или малое – изысканно и изящно. Они тщательно выписаны акриловыми красками и маркерами, сусальным золотом в сугубо авторской технике. Какой – зрителю знать неважно. Главное – результат. В результате пантеры царапают воображение и душу.

Автономно от живописи Рафаел представил знаковую инсталляцию «Художник и его мать» в Зале фресок. Пантеры кромсают знаменитую картину Аршила Горки. Пантеры фантастические и реальные одновременно: с одним туловищем и двумя головами спереди и сзади. Страшные безжалостные звери. (Рафаел создал скульптуры в гипсе, потом они были изготовлены из полиэфирной смолы.) Эта более чем актуальная инсталляция вряд ли нуждается в комментариях. Она о зле и добре, о беззащитности культуры и искусства, о столкновении культур. Эта концепция вполне может быть применима ко всей представленной в Венеции и в музее экспозиции. Пантера – хищник, как и все большие кошки они часть дикой природы, их надо сохранять, но также надо опасаться. Вот что пишет о работах Мегала известный искусствовед Джанни Меркурио, который был куратором выставок таких крупнейших художников ХХ века, как Рой Лихтенштейн, Энди Уорхолл, Бастия, Капур и других: «Их движения и раскрытые пасти предупреждают – держитесь от меня подальше». Впрочем, трактовка работ Рафаела может быть и иной: они дают простор воображению. (Вспомним киплинговскую черную пантеру Багиру.) Полисемантичность произведений Мегала – одно из явных их достоинств. Пантеры могут быть и защитниками природы от посягательств homo sapiens. Все зависит от степени интеллекта зрителя.
Творчество Мегала органично вписывается в контекст современного искусства, в том числе Армении. Очевидно потому, что оно актуально. К тому же эти «Пантеры в моем цветущем саду» очень красивы. Недаром же каталог художника, фактически альбом к Биеннале, выпустило знаменитое швейцарское издательство SKIRA с текстом от Деметрио Папарони, кстати, куратора этой выставки. SKIRA же украсила книгу Деметрио Папарони «Образ Христа в искусстве». Работы Мегала попали также в книгу этого автора «Дьявол» (в искусстве).
Обложкой другой книги стал мегаловский «римейк» картины Вермеера «Девушка с голубой сережкой».
Вывод: искусство Рафаела Мегала хорошо знакомо миру. Также надо отметить, что кроме художественного таланта молодой художник – ему всего 34 – обладает огромным трудолюбием, а также организаторскими способностями. Вскоре после этой выставки Рафаел отправится открывать свои выставки за рубежом, в частности в художественном музее Hangar Vestfold в Норвегии. Под лежачий камень вода не течет…

Карэн МИКАЭЛЯН