Ориентальный сказочник Ованнес Тер-Татевосян

Архив 201430/10/2014

Исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного художника Ованнеса Тер-Татевосяна (1889-1974). И хотя на свет он появился в Эривани, сегодня в родном городе о нем знают разве что профессионалы, да и то не все.

Так уж сложилась его личная и, соответственно, творческая судьба, которую в некотором смысле можно назвать типичной для армянского художника, а именно — то, что Тер-Татевосян сложился как артист вне своей родины и работал в основном вне Армении. Он родился в Эривани в семье очень небедного портного. Художественной среды в тогдашнем городе — никакой. Даже намека. Но увлекся рисованием. Карандаши, бумага. Наброски, перерисовки. И вдруг улыбается фортуна: в Эривани появляется настоящий художник — Н.Роот, приглашенный из Петербурга расписывать Русскую соборную церковь Св.Николая — ту, что порушили в советское время. Ованнес идет к нему в ученики. Далее жизнь Ованнеса приняла несколько калейдоскопический характер: неожиданный и радужный. Рисовальная школа в Тифлисе — среди учителей Егише Тадевосян. Потом Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Поступает сразу при огромном, как сейчас говорят, конкурсе. Сам Манташев открывает молодому дарованию кредит до самого конца обучения. Любимый учитель — Константин Коровин. На каникулы приезжает в Армению — без устали ездит и пишет пейзажи. Скажем сразу: блестящие вещи. Изысканные по цвету и необыкновенно свежие. Даже через сто лет. Ощущение, что только вчера нарисованы. Среди этих работ немало изображений Еревана того времени, что делает их редкими свидетельствами эриваньского “урбанизма”. Церкви, сады, Конд, рынок-Хантар, баня, колодец — красивые, нежные, “вкусные” работы, сохранившие аромат давно ушедшего времени. Правдивый и лирический образ города, позже так нещадно хулимый большевиками. А еще он живописал окрестные виды, села, Севан. Добрался до Тифлиса. Едет с Николаем Марром в Ани — рисует. Восходит на Малый Арарат. Наконец, в 1912 году в апреле в городском Купеческом клубе Эривани устраивает свою первую выставку, почти 100 работ. Первую в истории нашего города художественную выставку. Вскоре едет в Самарканд на практику, потом снова и как-то прикипает к этому городу и стране. Как оказалось, надолго, с перерывами на целых полвека. Там он опять же живописал, организовал керамическое производство. В 1921 году с несколькими армянскими художниками организует в Эривани Школу живописи и ваяния — будущее Художественное училище имени Ф.Терлемезяна. Попытка организовать керамическое производство в родном городе положительного результата не дала. Оказалось, сырье не то. В 29-м Тер-Татевосян вернулся в Узбекистан. Себя не щадил и стал весьма заметной фигурой тамошнего искусства и художественной жизни. Главное — повезло, уцелел, с такой-то фамилией вполне ведь могли забрать. Рисовал, оформлял, преподавал. Стал народным художником республики. Пейзажи, памятники, жизнь и быт Узбекистана получили в его лице потрясающего сказочного интерпретатора. Даже если он писал нечто на колхозную или индустриальную тему. Его соцреализм вовсе не был “соц”, а был просто безумно красочным, сочным, ориентальным реализмом. Жил в Ташкенте вплоть до землетрясения 1966 года и переехал в Москву. Весь 1968-й год жил в родном Ереване. Регалий и наград у Тер-Татевосяна было множество, как и всяких выставок. И только трижды в Ереване. В 1966-м в Доме художника он показал более сотни работ, через тридцать лет в галерее “Мкртчян”, а в 2010-м — в Национальной галерее. Многие экспонаты были из коллекции горячего поклонника его искусства Г.Амирханяна, который по крупицам собирает их. Коллекционер также содействовал изданию альбома-каталога, дающего достаточно полную картину жизни и творчества художника. И прежде всего благодаря прекрасному тексту Элен Гайфеджян: под стать искусству Тер-Татевосяна, которого отличало виртуозное мастерство, тончайший вкус, мажорное, солнечное цветовидение. Причем независимо от того, где он писал свои работы — в Армении ли, Эривани, Тифлисе, Самарканде или Гурзуфе. Везде органично сливался со средой, понимал, чувствовал ее глазами, сердцем и умом. Вначале армянский художник, он стал также художником узбекским, привнеся в искусство этой страны свои армяно-русские ощущения. Получился редкостный сплав, весьма напоминающий огненный опал, если, конечно, можно сделать такое сравнение. Думаю, можно. Тем более что в работах Ованнеса Тер-Татевосяна естественно сочетаются роскошь и простота, мастерство европейского художника и тщание армянского варпета.