Обнимашки с дорогим варчапетом и герб без священной  для армян горы. Есть ли связь

Маэстро, а вам-то чего терять?

Так уж повелось, что монархов всегда сопровождали шуты, придворные музыканты, художники, поэты и т.д. Да, искусство и в древности, и сейчас нуждалось в финансовой поддержке и защите. Если хорошенько копнуть и среди классиков, и среди ставших классиками современников есть немало личностей, активно взаимодействующих с властями. Аудитории это не всегда было видно – ей интереснее были зрелища. А вот в век бума соцсетей прямо хлебом не корми, дай только пищу для разговоров. Идя навстречу пожеланиям трудящихся, попытаемся поразмышлять вместе.  

Есть ли разница? По первому свистку Вано Сирадегяна в блокадной Армении собираться украдкой всей «интеллигентской» братией в доме творчества композиторов в Дилижане и, сглатывая слюну, смотреть на столы, накрытые с барского плеча и ждать прибытия шефа, в ожидании подарков или привилегий? Или в наше время ходить по очереди на поклон ко всем олигархам, активно поносимым той же интеллигенцией, но рьяно приветствуемой при первой же встрече? Или активно пользоваться финансированием первых лиц государства и их половин, а потом при смене власти с пеной у рта поносить бывших благодетелей, клеймя их как вандалов отечественной культуры и традиций? Или наконец открыто, будучи автором пускай несложных, но искренне полюбившихся в народе мелодий, не скрывать своего восхищения, обниматься и целоваться в десны со всенародно нелюбимым руководителем страны, которого тот же гневный электорат с завидным постоянством переизбирает на новые сроки? В чем разница между конформизмом и раболепием?

Следующий вопрос: стоит ли это вообще это обсуждать? Вернемся к началу: может, ошибка в том, что представитель сферы искусства отнюдь не обязан быть интеллигентом, которого, если следовать одному из определений, как индивида, должны волновать более интересы отечества, нежели собственные. Творец, художник, композитор – они создают произведения, призванные делать нас лучше, чище, гуманнее, но это совершенно не означает, что среднестатистический творец в праве служить мерилом нравственности. И тому куча подтверждений, начиная с глубокой древности, заканчивая современными авторами, портфолио которых изобиловало и ранее, и теперь прогосударственными произведениями. Но совсем другое дело, что, будучи представителем высшей сферы в искусстве, проповедником классики, корифеем, человек обязан собственным примером служить ориентиром, предметом подражания для огромной толпы почитателей его искусства. Как говорится в этом случае, поэтом можешь ты и быть – интеллигентом быть обязан. Так ли?

Вот видите: вопросов много, а ответов значительно меньше. Но один вопрос, чисто человеческий и очень актуальный, все же остается: что терять 85-летнему Тиграну Мансуряну? Маэстро, вам-то чего опасаться? Чего еще ждать?

 

Чичерин Тарону Чахояну не указ.

Может он о нем и не слышал

 К критике премьер-министра, а следом и главы армянского парламента, прозвучавшей в адрес государственного гимна и герба Армении, поспешно присоединился заместитель руководителя аппарата премьер-министра Тарон Чахоян.

Как пишут СМИ, «свои высокие мысли Чахоян изложил в посте в соцсети Facebook». При этом госчиновник отличился тем, что «высокомерно-назидательным тоном ставит всем несогласным на вид «необходимость» изменений, в первую очередь – ликвидировать с герба священную для всех армян гору Арарат».

Само фейсбуковское назидание выглядит следующим образом:

 «Звучат обвинения в том, что с герба Армении собираются снять изображение Арарата. Но если изобразить на гербе даже Эверест, самую высокую гору в мире, реальность от этого не изменится.

Нам надо выбраться из логики построения государства на обывательском краснобайстве. Государство сохраняют не тостами, государство строят не краснобайством и пафосом, родину спасают не сжиганием или водружением флагов.

Нам надо быть особенно деликатными, когда речь идет о государственных символах. Это символы государства, а не народа. Герб РА символизирует Республику Армения, а не армянский народ, который веками жил без государственности. И самое главное, мы должны перестать быть народом, и быть государством».

Как уж прокомментировал этот факт Лрагир, «теперь могут сказать, что слова обслуги Пашиняна мы представили оторванными от контекста, хотя данный текст разработан по всем правилам нейролингвистического воздействия на общество, акцентируя на тезисе «мы должны прекратить существовать как народ»».

Кстати, согласно экспертам, политологам и все тем же СМИ, участившиеся разговоры об изменениях герба связаны с требованиями со стороны Азербайджана и Турции. Между тем Анкара, которая на протяжении целого века и не впервые заводит об этом разговор, пока еще сталкивалась с далеко не «краснобайским» отказом. Всем известно, как Турция в 20-х гг прошлого века предъявила требование убрать изображение Арарата с герба АрмССР, мотивируя тем, что «Армения не имеет права изображать на своем государственном гербе территорию, не принадлежащую ей». На что нарком Чичерин напомнил турецким дипломатам: «На турецком флаге изображен полумесяц, но ведь территория Луны не принадлежит Турции». Реакция современных армянских чичериных пока что не утешает.

Отдел политики