Оазис Арама Абрамяна

Вернисаж05/06/2024
Арам Абрамян с женой, Марией  Абрамян. Фото из книги «Коллекция Арама Абрамяна»

5 июня в Инженерном корпусе Третьяковки открылась выставка «Москва — Ереван — Москва» из собрания врача Арама Абрамяна (1898-1990). Выставка приурочена к его 125-летию и 40-летию музея его имени. Абрамян был выдающимся урологом, родился в Тифлисе, в Москву переехал в 1920-м году и помимо своей профессиональной деятельности интересовался искусством: ходил на выставки, общался с художниками и в 1950-х годах начал собирать свою коллекцию вплоть до начала 1980-х. Выставка продлится по 11 августа.

М. Нестеров, Умиление, 1906. Источник: Музей русского искусства

Арам Абрамян… Это классическое сочетание армянского имени и фамилии вызывает приятные ассоциации прежде всего у любителей прекрасного. У нового поколения, активно вгрызающегося в жизнь и мало что знающего об окружающей среде и недавней истории, имя Абрамяна, увы, эмоций не возбуждает. Он был светилом советской урологии, ученым и практикующим хирургом. О предмете его научных интересов не принято особенно говорить в силу известной пикантности — как-то неприлично и стыдно. Наш соотечественник сориентировался в медицинской науке очень рано — в 24 года, и не прогадал. Завидное упорство и целеустремленность принесли желанные плоды, и свой полувековой юбилей он отметил докторской диссертацией и прямым попаданием в святая святых империи, а именно в Кремлевскую больницу IV Главного управления Минздрава СССР. Он стал чуть ли не главным урологом страны, знаменитым спецом в области – переходим на шепот — мочеполовых органов. Оказалось, что даже у самых железных борцов за народное счастье эти органы были вовсе не железными. Болячки преследовали кремлевских мечтателей, и им ничего не оставалось как целиком довериться врачу-кудеснику Араму Абрамяну. Участник Сардарапатской битвы свято выполнял врачебный долг и максимально продлевал жизнь пациентам, многие из которых были известными большевистскими монстрами и кровопийцами.

К.А. Коровин, Натюрморт. 1976. Музей русского искусства. Источник: Третьяковская галерея

 Но нет худа без добра, Властители судеб страны нежно любили Абрамяна. В лихолетье он не только уцелел, но и не имел никаких политических, идеологических и житейских проблем. Не было и главной проблемы — финансовой, что в сочетании с его генетической предрасположенностью к изящным искусствам обернулось прекрасной страстью – коллекционированием предметов искусства. И надо же — ирония судьбы, — он особенно полюбил то искусство, которое не признавали и даже люто ненавидели высокопоставленные пациенты: русское искусство конца XIX и начала ХХ века. Обаятельный доктор-армянин, разумеется, имел множество искренних друзей и огромный круг общения среди людей искусства и культуры, что в значительной степени помогло созданию его собрания. Абрамян все свободное время и все немалые средства вкладывал в живопись и рисунки.

С.Ю. Судейкин, Петрушка, 1915. Музей русского искусства. Источник: Третьяковская галерея

Круг художественных интересов постоянно расширялся, и иначе быть не могло. Постепенно он стал серьезно и масштабно коллекционировать русский и европейский фарфор и стекло, русскую мебель XVIII и XIX веков, различные светильники и часы. В коллекцию Абрамяна попадали только очень высокохудожественные вещи. Здесь не было случайностей, не было второстепенных вещей. В его собрании представлены десятки блестящих мастеров.

О собранной Абрамяном коллекции знатоки говорили только в восторженных тонах и только в превосходной степени. Квартира скоро превратилась в волшебную шкатулку, до верха заполненную сокровищами. Абрамян не просто собирал — он собирал системно и научно, стараясь максимально заполнять лакуны своей коллекцией. Он ее лелеял, любил и очень берег – собрание блистало красками и всегда было в отличном состоянии.

В начале 80-х бездетный доктор отважился на отчаянный для любого собирателя шаг — расстался с коллекцией и подарил ее Армении. «Я хочу, чтобы как можно больше людей все это видели, к этой красоте приобщились. Я знаю, как в Армении любят, понимают и ценят великую русскую культуру. Знаю и именно поэтому завещаю свое собрание Еревану», — объяснил Абрамян свою патриотическую акцию.

Д.А. Налбандян, Портрет А.Я. Абрамяна. 1976. Музей русского искусства. Источник: Третьяковская галерея

Так был создан Музей русского искусства, открывшийся в ноябре 1984 года. Радости его не было границ. К сожалению, перипетии последних лет жизни коллекционера и нечеткое завещание разделили собрание, и часть так в музей и не попала. Тем не менее детище Абрамяна позволило значительно обогатить музейный фонд страны и сделало Ереван городом, где русское искусство представлено достойно и красиво.

 Давно уже забыты сановные старцы-пациенты Кремлевской больницы. Тысячи излеченных Абрамяном больных здравствуют и поныне, благословляя доктора. Время идет. Не исключено, что современная научная мысль постепенно обгоняет технологии и научную мысль Абрамяна. Музей же — дар великого патриота и гражданина — остается и останется оазисом души и сердца Арама Абрамяна. Он намертво вживлен в культурное пространство Армении.

Карэн МИКАЭЛЯН